Операции по принятию и выдаче наличности могут осуществляться также с помощью банковских идентификационных карточек и банковских автоматов. В первом случае кассовые операции осуществляются в изложенном выше порядке, только вместо прибыльных или случайных бумажных документов применяются пластиковые идентификационные карточки.
Во втором случае (при применении банкоматов) в организацию и технологию кассового обслуживания вносятся существенные изменения.
Банкомат - это устройство для автоматизированного кассового самообслуживания клиентов. Банкоматы включаются в систему автоматизации банков и применяются с целью:
- сокращения текущих расходов банков на ведение кассовых операций;
- расширения спектра банковских услуг для клиентов;
- расширения частицы банка на рынке розничных услуг.
Достижение этих целей оправдывает значительные первичные расходы на приобретения банкоматов и их установления, потому они нашли широке приложение в развитых странах. Банкоматы активно внедряются в банковскую практику в Украине.
Современные банкоматы могут выполнять такие операции:
- информировать клиентов о состоянии их счетов; выдавать наличность из счетов;
- принимать наличность для размещения на счетах клиентов;
- принимать наличность для погашения заемов;
- принимать поручение о переводе денег из одного счета клиента на другой и тому подобное.
Предоставление банкоматами указанных услуг осуществляется с помощью пластиковых идентификационных карточек и ПІН-кодов клиентов. После каждой операции банкомат выдает клиенту квитанцию с полной ее характеристикой (сумма, время, порядковый номер, вид операции, название банка и тому подобное).
Порядок предоставления кассовых услуг через банкоматы достаточно простой. Заключив договор с клиентом, банк выдает ему за небольшую плату пластиковую карточку и ПИН-код, сообщает сеть размещения банкоматов, которыми он может пользоваться, в режим их работы. Для клиента важно, чтобы банкоматы работали круглосуточно и размещались не только в помещении банка или его филиалов, но и во многих других местах. Поэтому банки стремятся разместить свои банкоматы и в таких местах, как большие торговые, сервисные центры, вокзалы, центры развлечений и тому подобное.
Для получения кассовой услуги клиент с помощью пластиковой карточки входит через считывающее устройство в «память» банкомата и вводит туда с помощью цифровой клавиатуры свой ПИН-код. Удостоверившись в идентичности полученной из двух каналов информации, банкомат дает разрешение клиенту осуществлять любую из операций, висветившихся на специальном табло. С помощью клавиатуры клиент дает банкомату команду на выполнение выбранной операции, указывает ее сумму и по какому счету (текущему или сберегательному) осуществлять. Приняв и обработав эту информацию, банкомат через специальное устройство (окно) принимает или выдает банкнот, а также выдает квитанцию клиенту.
Использование банкоматов в кассовом обслуживании связано с повышенным риском, особенно если они размещены за пределами помещения банка. Поэтому банкоматы настраиваются так, чтобы усилить безопасность осуществляемых операций. Если клиент не может “войти” в банкомат за определенное количество попыток (например две) или “общается” с ним дольше установленного времени (например 2,5 минуты), банкомат конфискует пластиковую карточку.
Для успешного развития этого нетрадиционного для Украины вида банковских услуг важно, чтобы банки четко и своевременно обеспечивали банкоматы наличностью и поддерживали их в рабочем состоянии. “Молчаливые” кассиры-автоматы могут не только скомпрометировать прогрессивную идею, но и повлечь их поломку разгневанными клиентами, что дорого будет стоить банку. Поэтому банки, которые решили внедрять банкоматы, должны разработать действенную систему функционального и сервисного их обслуживания. Порядок обеспечения банкоматов наличностью определен Инструкцией № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков, утвержденной Правлением НБУ.
Полезная информация:
Состав доходов страховщиков
В состав доходов страховщиков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются:
1. Выручка страховщика, формируемая за счет:
а) поступлений страховых взносов по договорам страхования, со страховани ...
Порядок исполнения депозитарных операций
Исполнение депозитарных операций делится на следующие этапы:
· прием поручения и сопровождающих документов от инициатора операции;
· проверка полномочий инициатора операции, полноты и правильности оформления поручения и сопровождающих д ...
Пути усовершенствования страховых услуг
Среди мероприятий, способствующих поддержке эффективности страховой и финансовой деятельности предприятия, следует назвать:
смену руководящего звена страховой организации;
инвентаризацию имущества;
оптимизацию дебиторской задолженности ...