3) процедуры принятия и исполнения решений о формировании резерва;
4) процедуры принятия и исполнения решений о списании с баланса нереальных для взыскания ссуд;
5) описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, а также полномочия работников банка, участвующих в проведении указанной оценки;
6) порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;
7) порядок и периодичность определения стоимости залога;
8) порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;
9) порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;
10) порядок и периодичность формирования (регулирования) резерва.
При этом банк должен публично раскрывать информацию о своей кредитной политике в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.
Роль кредитной политики может быть выражена в следующих тезисах:
- отсутствие у банка собственной кредитной политики, или наличие слабой (плохо продуманной, необоснованной) политики, или ее формальное наличие означают отсутствие в нем планирования кредитного процесса и, следовательно, полноценного управления этим важнейшим направлением деятельности что обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне и долгосрочной перспективе;
- качественная кредитная политика банка, если ее положения реально используются, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако:
- способствует осмысленной координации его усилий на кредитном рынке;
- обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в кредитном процессе, необходимым "стержнем" и продуманными технологиями;
- значительно уменьшает риск принятия неверных управленческих решений;
- дает руководству банка важный критерий оценки качества управления кредитным подразделением и постановки кредитного процесса в банке в целом.
Роль кредитной политики следует понимать как совокупность ее функций, т.е. ожиданий, связываемых с ее разработкой и применением. Поэтому можно считать, что функцией кредитной политики банка в общем плане является оптимизация кредитного процесса, имея в виду, что цели и приоритеты развития (совершенствования) кредитования, определенные банком, и составляют его кредитную политику.[2]
Положения кредитной политики должны быть подкреплены практическими мерами, которые в совокупности представляют собой механизмы реализации кредитной политики. Меры, призванные реализовать намеченную кредитную политику в предполагаемых обстоятельствах (необходимые и/или возможные действия, которые предстоит совершать), также должны быть рассмотрены и одобрены руководством банка, а соответствующие решения оформлены в виде внутренних документов.
В принципиальном плане среди таких мер должны или могут присутствовать такие, которые дадут возможность:
- определить необходимые объемы и доступные (в том числе по фактору цены) источники пополнения кредитных ресурсов, расширять ресурсную базу;
- установить и при необходимости пересматривать значения приемлемых рисков и лимиты кредитования (по отраслям, видам производств, категориям заемщиков, на одного заемщика и т.д.), необходимого уровня ликвидности;
- разнообразить свои кредитные услуги и повышать их качество, расширять клиентуру заемщиков (если кредитная политика включает в себя такие цели);
- лучше проверять кредитоспособность заемщиков, добиваться повышения уровня возвратности выданных кредитов;
- своевременно и в необходимом объеме формировать резервы на покрытие возможных убытков от кредитной деятельности;
- совершенствовать организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение кредитного процесса и т.д.
Особый блок механизмов реализации кредитной политики составляет обязательный для каждого банка комплект инструктивных и методических материалов, регламентирующих все аспекты организации его работы на кредитном рынке.[3]
Все положения кредитной политики направлены на то, чтобы добиться максимально возможного качества кредитной деятельности банка.
Полезная информация:
Организация расчетно-кассового обслуживания физических лиц в банке
Расширяя перечень услуг, банки организуют работу по привлечению коллективов на выплату заработной платы работникам предприятий и учреждений через вкладные и карт-счета. Толко в АСБ «Беларусбанк» по состоянию на 01.01.2006 года таким образ ...
Внутpибанковский контроль и аудит
Одним из условий внутреннего контроля является четкое разделение контрольных и исполнительских функций при ведении учета в банке.
Контроль операций
. Банк осуществляет предварительный и последующий контроль по своим операциям. При ведени ...
Политика рефинансирования
Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, ...