Фирмы-разработчики автоматизированных банковских расчетов прикладывают существенные усилия для ее решения. Однако много зависит и от самих банков, потому как любая система разрабатывается под конкретного клиента. Автоматизация банковских расчетов – основа для деятельности банка и необходимый фактор его конкурентоспособности. Это понимает большинство руководителей банков. Но при существующем в современных условиях многообразии программного обеспечения для автоматизации всех видов деятельности банка зарождается проблема унификации и выработки единых стандартов для новых программных продуктов и мер по стыковке уже созданных.
Пока фирмы, тиражирующие свои системы, трудятся над решением проблемы их стыковки, в России появляются центры корреспондентских счетов, по логике работы, весьма напоминающие клиринг. Это собственные клиринговые системы крупных коммерческих банков и межбанковские расчетные палаты. В частности, имеются примеры реализации безбумажной технологии обработки платежных документов за счет применения алгоритмов криптографической шифровки информации (в том числе электронной подписи), которые, по сути, являются клиринговыми центрами для отделений и филиалов. Все указанные банки работают на собственных автоматизированных системах.
Преимущество клиринговых центров и расчетных палат заключается в том, что они строятся на принципе зависимости от коммерческих банков (своих учредителей), которые готовы нести как юридическую, так и экономическую ответственность перед участниками расчетов. Кроме того, с апробированием клиринговых центров происходит формирование цивилизованного рынка свободных капиталов.
Процесс создания независимых расчетно-клиринговых палат происходит сложнее, чем создание таких же центров при банках. Из всех палат реально функционирует (имея необходимые лицензии Банка России – техническую и банковскую) только одна – Центральная расчетная палата (ЦРП). У палаты сейчас свыше 200 банков-корреспондентов. При этом доля прямых проводок "Банк – Банк" по электронной системе через ЦРП составляет 30-40%. Большая часть окончательных расчетов идет через РКЦ.
В перспективе с увеличением числа банков – участников палаты, прохождение через систему ЦБ будет сведено к минимуму, а расчеты будут осуществляться день в день.
Таким образом, все более актуальной становится необходимость выработки заинтересованными организациями (Центральным банком, банками, клиринговыми центрами, расчетными палатами, фирмами-разработчиками программного обеспечения) единой концепции автоматизированной системы расчетов в России с учетом международных стандартов, рекомендованных Банком международных расчетов (Швейцария).
В связи с имеющимися трудностями расчетов между банками страны важными в настоящее время представляются разработка и эксплуатация межбанковских электронных сетей и возможность их подключения к общей сети ЦБ РФ. Это позволит ускорить расчеты между коммерческими банками, повысить достоверность передаваемой информации.[50]
Итак, подчеркнув, что деятельность глобальных инвестиционных банков чрезвычайно диверсифицирована, перечислим основные направления деятельности ВТБ-24, которые позволят в дальнейшем усовершенствовать организацию межбанковских расчетов:
1. андеррайтинг;
2. управление активами крупных институциональных клиентов;
3. управление активами частных лиц;
4. управление государственным долгом различных стран, не оформленным в виде ценных бумаг;
5. купля-продажа за свой счет и за счет клиента на рынках корпоративных ценных бумаг;
6. брокерско-дилерская деятельность с государственными ценными бумагами различных стран;
Полезная информация:
Рефинансирование и учетная политика
Традиционной функцией центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, центральный б ...
Функции банковского маркетинга
Основными функциями банковского маркетинга являются:
- изучение спроса на рынке капитала и его отдельных сегментах, представляющих особый интерес для банков;
- анализ и изучение процентной политики, реклама;
- разработка системы планир ...
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
Политической – необ ...