Внутрибанковский контроль – это совокупность процедур, которые обеспечивают соблюдение положений внутренних и внешних нормативных актов при осуществлении операций банка и достоверность, и полноту информации.
Внутрибанковский контроль объединяет в себе бухгалтерский и административный контроли.
Система внутрибанковского контроля, как и все другие процедуры банка, четко документирована. Документация по процедурам внутрибанковского контроля доступна для пользования работников банка.
Бухгалтерский контроль – это совокупность процедур, которые дают возможность обеспечить сохранность активов банка и достоверность отчетности, которая составляется службой бухгалтерского учета на основании данных, полученных от операционных подразделений. Они включают:
- меры по обеспечению безошибочного отображения операций в соответствии к их экономической сути;
- продуктивность системы документооборота;
- наличие при руководстве в роботе операционных процедур, которые предусматривает бухгалтерский контроль.
Бухгалтерский контроль может быть предыдущим, текущим и последующим и предоставлять возможность удостовериться в том, что:
- операции, проведенные только по общим и/или специальным разрешениям руководителя банка;
- операции, отображенные и оцененные согласно с требованиями учетной политики банка;
- система аналитического учета дает возможность отслеживать использование ресурсов и движение активов банка;
- распоряжение активами осуществляется только в пределах установленных полномочий;
-инвентаризация активов и обязательств проводится с определенной регулярностью, а выявленные недостатки убираются надлежащим образом.
Предыдущий контроль предусматривает проверку соответственности операций требованиям законодательства Украины, наличия соответственных разрешений и лимитов.
Порядок проведения предыдущего, текущего и последующего контроля определяется банком самостоятельно. Банк самостоятельно устанавливает перечень операций, которые требуют дополнительного контроля, определяет объем и частоту проверок отдельных участков работы работников бухгалтерской службы, порядок осуществления логического и арифметического контроля по достоверности отчетности.
Предыдущий, текущий контроль осуществляет работник банка, который, исходя из содержания документов, предоставленных в электронном или бумажном виде, проверяет правильность их оформления и наличие нарушений процедур бухгалтерского учета.
После осуществления проверки документ подписывается работником банка.
Работники банка, которые подписали какой-нибудь денежно-расчетный документ, не имея на то прав и работники, которые имеют право подписи, но превысили свои полномочия, несут ответственность согласно с законодательством Украины.
Если операции по счетам подлежат дополнительному контролю, операционист передает необходимые документы контролирующему работнику. Контролирующий работник, проверяет правильность оформления операции, и если все верно подписывает их. После дополнительного контроля документ передается операционисту для отображения операции по соответствующим счетам.
Главный бухгалтер, его заместитель, начальники отделов и другие работники, в обязанности которых входит последующий контроль, должны систематически проводить проверки состояния учетно-операционной работы.
В процессе последующих проверок выясняются причины нарушений правил осуществления операций и ведения бухгалтерского учета. По результатам проверки применяются меры по устранению выявленных нарушений и их недопущения в будущем.
Состав работников, которые участвуют в проведении последующих проверок, кроме работников, которые занимаются предыдущим и текущим контролем, заместителя главного бухгалтера и начальников отделения, определяется главным бухгалтером, исходя из объема операций в банке.
Административный контроль – это совокупность процедур, согласно с которым руководитель банка делегирует свои полномочия, такие как:
- сохранение ценностей и активов;
- безопасность работников банка;
- эффективность, продуктивность и безопасность процедур обработки информации;
- наличие процедур, которые четко разграничивают задания и ответственность служб и работников банка.
Административный контроль включает предыдущий, текущий и последующий контроли, и предусматривает проверку правильности финансовой операции до и после ее проведения с целью обеспечения ее соответственности установленным правилам.
Административный контроль дает возможность определить риски и принять эффективные меры по отношению к ним.
К системе административного контроля принадлежат такие элементы:
- организационная структура банка;
- методы закрепления полномочий и обязательств;
- методы контроля, которые применяются руководителем для проведения мониторинга результатов работы, включая внутренний аудит;
Полезная информация:
Понятия и термины страхования, связанные с формированием страхового фонда
Страховой фонд
- резерв денежных средств, формируемый за счет страховых взносов страхователей и находящийся в оперативно-организационном управлении страховщика. В более широком смысле к страховому фонду относятся: государственный резервны ...
Предоставление
и рассмотрение документов
Рассмотрим порядок открытия и ведения краткосрочной кредитной линии в филиале № 627 АСБ «Беларусбанк» на примере кредитования Белорусско-итальянского совместного предприятия «Унибокс» (общество с ограниченной ответственностью), которое 29 ...
Принципы организации обслуживания юридических лиц в коммерческом банке
Политика банка в сфере обслуживания юридических лиц строится на принципах установления долгосрочных партнёрских отношений. В настоящее время банки осуществляет весь спектр банковских услуг для юридических лиц и стремится создать максималь ...