Под кредитоспособностью ссудозаемщика понимается его способность погасить долговые обязательства перед коммерческими банками по ссуде и процентам по ней в полном объеме и в срок, предусмотренный кредитным договором.
Анализ кредитоспособности ссудозаемщика включает целый ряд методов, важнейшими из которых являются:
- сбор информации о клиенте;
- оценка кредитного риска;
- оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов;
- оценка кредитоспособности на основе индекса Альтмана;
- анализ денежных средств [12].
Наибольшее распространенный в российских коммерческих банках метод оценки финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов, которые объединяются, как правило, в четыре группы.
1) Коэффициент ликвидности (платежеспособности):
- коэффициент текущей ликвидности характеризует способность клиента погасить долговые обязательства за счет стоимости всех оборотных активов (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам);
- коэффициент быстрой срочной ликвидности характеризует способность клиента погасить долговые обязательства за счет ликвидных средств (отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности сроком погашения до 1 года к краткосрочным обязательствам, причем размер дебиторской задолженности уменьшается на величину сомнительной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию).
2) Коэффициент финансовой независимости (рыночной устойчивости):
- коэффициент автономии (общей финансовой независимости) характеризует степень независимости клиента от заемных источников финансирования (отношение реальной величины собственного капитала и привлеченных к нему источников к итогу баланса);
- коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами характеризует уровень обеспеченности оборотных активов собственными источниками финансирования (отношение величины собственного оборотного капитала и приравненных к нему источников к оборотным активам);
- коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами характеризует уровень обеспеченности запасов собственными источниками финансирования (отношение реальной величины собственного оборотного капитала и приравненных к нему источников к величине запасов).
3) Коэффициент оборачиваемости:
- оборачиваемость оборотных активов характеризует среднюю продолжительность одного оборота всех оборотных активов (отношение средней за период величины всех оборотных активов к однодневной выручке от продаж);
- оборачиваемость запасов характеризует среднюю продолжительность одного оборота запасов (отношение средней за период величины запасов к однодневной выручке от продаж);
- оборачиваемость дебиторской задолженности характеризует среднюю продолжительность одного оборота дебиторской задолженности (отношение средней за период величины дебиторской задолженности к однодневной выручке от продаж).
4) Коэффициенты рентабельности:
- рентабельность продаж характеризует уровень доходности обычных видов деятельности клиента (отношение прибыли от продаж к выручке от продаж);
- рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала (отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала).
Финансовые коэффициенты рассчитываются на основе данных бухгалтерской отчетности клиента за предшествующие отчетные периоды или прогнозных значений показателей бизнес-плана.
В качестве дополнительных характеристик при анализе кредитоспособности используются следующие показатели:
- уровень делового риска;
- кредитная история;
- состояние дебиторской и кредиторской задолженности;
- оценка менеджмента и др.
Поскольку основные и дополнительные показатели в отдельные периоды для конкретного банка имеют разную значимость, то анализ кредитоспособности предполагает использование метода рейтинговой (балльной) оценки. Применение этого метода позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика с помощью синтезированного показателя – рейтинга, выраженного в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при которых возможна выдача ссуды.
Каждый коммерческий банк использует свою, в определенной степени оригинальную методику, способствующую адекватной оценке потенциальных заемщиков. Система рейтинга утверждается кредитным комитетом на основе выбранной банком стратегии развития, причем каждому показателю присваивается индивидуальный рейтинг с учетом отраслевой принадлежности клиента и других специфических особенностей его деятельности.
Полезная информация:
Сущность и виды страховых тарифов и страховых премий
Страховые взносы, уплачиваемые клиентами, являются основным источником формирования страхового фонда компании, предназначенного обеспечить страховую защиту страхователей и застрахованных лиц, а также возмещение расходов страховщика.
Стра ...
Основные опционные стратегии
Опционы являются очень рискованными инструментами. Частично это справедливо, поскольку опционные позиции могут быть исключительно рискованными. Тем не менее опционы являются финансовыми инструментами, которые обладают комплексным характер ...
Организационные структуры по управлению
Страховые компании делятся на организационные структуры по управлению (менеджменту) и по сферам деятельности.
Наиболее широкое распространение в мире получила организационная структура по менеджменту « Руководство в соответствии с сотруд ...