При уменьшении спроса на денежные ресурсы, стагнации производства и увеличении безработицы Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, «подогревает» экономику, стимулирует инвестиции и рост производства, что сокращает безработицу. Но может провоцировать рост цен.
Банк России активно использует ставку рефинансирования в качестве инструмента денежно-кредитной политики.
Нормативы обязательных резервов представляют собой нормы обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.
Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками; во-вторых, инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке.
Повышение норм резервирования ведет к сокращению кредитных ресурсов банков и к удорожанию кредитов. А механизм использования обязательных ресурсов тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии – понижаются. Размер обязательных резервов, порядок их депонирования в Банке России устанавливаются советом директоров ЦБ РФ.
В соответствии со ст. 38 Закона о Банке России нормы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
В последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствии системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности денежно-кредитной политики с состоянием финансового рынка и банковского сектора.
Банк России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте денежно-кредитной политики для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие. Таким образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2009-2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной.
Банком России продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент денежно-кредитной политики. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных ставок.
Полезная информация:
Функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью – Федеральной службой страхового надзора (служба), находящ ...
Виды потребительского кредита
Существует несколько различных видов потребительских кредитов, при этом число данных видов кредитования, нацеленного на удовлетворение финансовых потребностей, постоянно возрастает. Классификацию потребительских кредитов можно осуществить ...
Роль корреспондентских отношений в платежной
системе
В современной экономической литературе определение межбанковских и корреспондентских отношений неоднозначно. Более того, их сходство и различие до настоящего времени практически не подвергались научному анализу. Согласно статье 28 Закона ...