• процедура назначения руководства банка. Данный фактор входит в сферу оценки политической независимости центральных в большинстве стран руководство выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. Руководители Немецкого Федерального банка не являются высшими государственными служащими, пришедшими из Министерства финансов. Управляющий Банком Франции и два его первых помощника назначаются Президентом Республики специальным декретом. Имеет значение также оформление в законодательстве процедуры отзыва. В большинстве стран такое невозможно до установленного срока за исключением Италии, Франции, России;
• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. С одной стороны, устанавливаются рамки свободы деятельности центрального банка, с другой — определяются его законодательно установленные полномочия.
В большинстве стран (Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции и подробно изложены в Законе о центральном банке;
• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, т. е. наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка. А со стороны центрального банка — обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования;
• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира за исключением России, США и Великобритании, где распределение государственных займов осуществляется на открытом рынке.
В целом же положение центральных банков противоречиво. С одной стороны, в важнейших областях экономики и политики они работают вместе с правительством, с другой — в вопросах тактики и отдельных областях экономической политики между ними существуют большие разногласия, которые носят принципиальный характер. Здесь следует учитывать, что центральный банк независимо от того, государственный он или частный, как правило, юридически самостоятелен и формально не подчиняется государству. Политика центральных банков всегда была камнем преткновения для государства, корпораций и профсоюзов. Так, предприятия, связанные с внешней экономической деятельностью (если предприятие занимается экспортом), выступают за снижение курса национальной валюты, банки заинтересованы в стабильности покупательной Способности денег, промышленные компании — в дешевых кредитах, так как они позволяют расширять инвестиции, профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую высокую занятость. Государство стремится проводить политику, направленную на устранение дефицита платежного баланса. Все эти и другие противоречивые интересы в свою очередь отражаются на политике центрального банка. Приоритет в политике отдается интересам той или другой стороны в зависимости от конкретной экономической ситуации и социально-политической расстановки сил. Эта противоречивость целей экономической политики получила в зарубежной экономической литературе название «магический четырехугольник», углами которого являются: экономический рост (банк должен проводить политику на увеличение ВВП), полная занятость, стабильность «цены» денег (что способствует экономическому росту) и равновесие платежного баланса"5. Одновременного достижения этих целей быть не может, хотя, безусловно, центральный банк обладает специализированными инструментами для регулирования кредитных организаций и через них экономики в целом.
Полезная информация:
Некоторые пути минимизации банковских рисков
По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле мо ...
Особенности российского рынка услуг Private Banking
Российский рынок банковских услуг для состоятельных лиц начал формироваться в конце 1980-х гг., причём исключительно на локальных рынках. Однако в то время данные услуги нельзя было назвать Private Banking в том смысле, как это понимается ...
Общая характеристика вторичного рынка
Вторичный рынок ценных бумаг включает организованный и неорганизованный (внебиржевой) рынок. Основными участниками вторичного рынка являются государство, акционерные общества, специалисты – профессионалы рынка ценных бумаг, инвестиционные ...