• процедура назначения руководства банка. Данный фактор входит в сферу оценки политической независимости центральных в большинстве стран руководство выбирается или назначается из предложенных правительством кандидатур. Руководители Немецкого Федерального банка не являются высшими государственными служащими, пришедшими из Министерства финансов. Управляющий Банком Франции и два его первых помощника назначаются Президентом Республики специальным декретом. Имеет значение также оформление в законодательстве процедуры отзыва. В большинстве стран такое невозможно до установленного срока за исключением Италии, Франции, России;
• степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка. С одной стороны, устанавливаются рамки свободы деятельности центрального банка, с другой — определяются его законодательно установленные полномочия.
В большинстве стран (Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности отражены в Конституции и подробно изложены в Законе о центральном банке;
• права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику, т. е. наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка. А со стороны центрального банка — обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования;
• правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира за исключением России, США и Великобритании, где распределение государственных займов осуществляется на открытом рынке.
В целом же положение центральных банков противоречиво. С одной стороны, в важнейших областях экономики и политики они работают вместе с правительством, с другой — в вопросах тактики и отдельных областях экономической политики между ними существуют большие разногласия, которые носят принципиальный характер. Здесь следует учитывать, что центральный банк независимо от того, государственный он или частный, как правило, юридически самостоятелен и формально не подчиняется государству. Политика центральных банков всегда была камнем преткновения для государства, корпораций и профсоюзов. Так, предприятия, связанные с внешней экономической деятельностью (если предприятие занимается экспортом), выступают за снижение курса национальной валюты, банки заинтересованы в стабильности покупательной Способности денег, промышленные компании — в дешевых кредитах, так как они позволяют расширять инвестиции, профсоюзы выступают за денежную политику, обеспечивающую высокую занятость. Государство стремится проводить политику, направленную на устранение дефицита платежного баланса. Все эти и другие противоречивые интересы в свою очередь отражаются на политике центрального банка. Приоритет в политике отдается интересам той или другой стороны в зависимости от конкретной экономической ситуации и социально-политической расстановки сил. Эта противоречивость целей экономической политики получила в зарубежной экономической литературе название «магический четырехугольник», углами которого являются: экономический рост (банк должен проводить политику на увеличение ВВП), полная занятость, стабильность «цены» денег (что способствует экономическому росту) и равновесие платежного баланса"5. Одновременного достижения этих целей быть не может, хотя, безусловно, центральный банк обладает специализированными инструментами для регулирования кредитных организаций и через них экономики в целом.
Полезная информация:
Достаточность капитала
Другим вопросом, который весьма существен для деятельности банка и который к тому же очень интересует регулирующие органы, является вопрос достаточности капитала. Достаточность капитала и его структура во многом определяют способность бан ...
Концептуальные основы модернизации медицинского
страхования
,Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Для дос ...
Методика оценки
кредитоспособности заемщика, используемая Сбербанком России
Анализ данных о заемщике опирается на большой комплект разноплановых документов (см. приложение 2). Основная цель анализа документов, которые использует банк при предоставлении кредита, - определить способность и готовность заемщика верну ...