Это важно:

Оценка опционов


Опционом (option) называют контракт, заключенный между двумя лицами, в соответствии с которым одно лицо предоставляет другому лицу...

Кредитоспособность заемщика


В процессе проведения активных кредитных операций с целью получения прибыли банки сталкиваются с кредитным риском...

Разделы

Траст и клиринг, как перспективные операции вторичного рынка

Финансовая информация » Особенности вторичного рынка ценных бумаг » Траст и клиринг, как перспективные операции вторичного рынка

Страница 1

К числу наиболее перспективных видов операций на вторичном рынке относят, в частности, траст и клиринг.

Траст. Одним из способов оживления вторичного рынка ценных бумаг может стать траст. В мировой практике под трастом (от англ. trust – доверие) подразумеваются операции, связанные с управлением имуществом предприятий, частных пенсионных и других фондов, портфелями ценных бумаг, делами корпораций при их реорганизации и банкротстве. Доверительное управление ценными бумагами осуществляется на основании договора поручения (комиссии). Инвестиционный фонд, действуя в соответствии с данным договором, может выполнять поручения клиента о покупке или продаже ценных бумаг на вторичном рынке. Трастовые (доверительные, или фидуциарные) операции основаны на отношениях добровольности. Собственник ценных бумаг (доверитель) передает их по доверенности (договору) в управление или владение другому лицу (доверительному собственнику), который осуществляет с ними операции в интересах доверителя (учредителя траста).

В зарубежном праве принято выделять две модели траста – английскую (доверительная собственность) и континентальную (доверительное управление). Английская модель предполагает, что все субъекты траста – его учредитель (собственник), выгодоприобретатель и управляющий в определенной мере и объеме обладают правомочиями собственника. В континентальной модели при передаче имущества в доверительное управление не происходит смены собственника, а доверительный управляющий, получая имущество, принимает на себя обязательства осуществлять управление в интересах учредителя.

Траст на Западе относится к числу комиссионно-посреднических операций. Это основанное на доверии отношение между принципалом и агентом, в котором агент является держателем собственности, действуя от имени и в интересах принципала (доверителя). Основные виды трастовых услуг: управление имуществом, управление личной собственностью, траст в пользу определенного лица (лиц), управление фондами стимулирования служащих, корпоративный траст. В настоящее время в России распространены лишь первые два вида траста. Корпоративный траст, т.е. траст, основанный на залоге имущества компании в обеспечение выпуска облигаций, пока не получил должного развития. Это связано с малой долей облигаций в структуре рынка ценных бумаг и слабым развитием рынка корпоративных и ипотечных облигаций.

Первое упоминание о трасте в России содержалось в вышедшем в конце 1993 г. Указе Президента РФ «О доверительной собственности (трасте)», который касался только государственной собственности. Описание трастовых операций дано в Гражданском кодексе РФ, в основе которого лежит континентальная модель права. Развитие траста в России осложняется общей нестабильностью экономико-политической ситуации в стране, противоречивостью интересов Потенциальных участников трастовых операций. Крупные корпоративные клиенты, которые располагают свободными денежными средствами, заинтересованы прежде всего в поддержании высокой ликвидности своих портфелей ценных бумаг. Российский рынок государственных ценных бумаг и акций подвержен столь большим колебаниям, что гарантий безубыточной продажи ценных бумаг в любой момент он не дает. Поэтому комбинирование деятельности доверительного управляющего и платежного агента, столь необходимое для крупных корпоративных клиентов, пока затруднено.

Российский рынок трастовых услуг отличается от западного принципиально иной структурой трастовых активов. Если в США порядка 40% трастового капитала вложено в акции, около 25% – в облигации федерального правительства й местных органов власти, а остальное – в разного рода ипотечные облигации и депозиты, то в России до недавнего времени подавляющая часть ресурсов, находящихся в трастовом управлении, была задействована на рынке государственных ценных бумаг.

Важный вид трастовых услуг – управление крупными долями собственности и пакетами акций негосударственных предприятий, когда задача управляющего – обеспечить не прирост портфеля финансовых активов, а эффективность финансового менеджмента, выплату дивидендов, рост показателей рентабельности и т.п. Спрос, на такого рода услуги растет не только со стороны государства, но и со стороны крупных частных корпораций, владеющих пакетами акций и долями собственности большого числа предприятий. Речь идет не о дочерних компаниях и аффилированных структурах, а о пакетах акций на уровне блокирующего или даже меньшего. Как показала практика, управление такими относительно незначительными пакетами акций и долями собственности (количество которых может быть очень большим), как правило, не представляет интереса для крупных компаний. Стоит упомянуть и о нарождающемся в России классе стратегических инвесторов, которые владеют относительно крупными пакетами. акций, хранят их в течение длительного времени, но одновременно хотят получить какие-то дополнительные выгоды. Иными словами, объектом управления в такой ситуации выступают именно активы, а не денежные средства.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Система рефинансирования как инструмент управления ликвидностью банковской системы
Рефинансирование, как инструмент денежно-кредитной политики, в первую очередь влияет на инвестиционную активность, т. к. его посредством осуществляется регулирование ликвидности банковской системы и, следовательно, объема ресурсов, которы ...

Некоторые аспекты оценки привилегированных акций
Часто при практической оценке возникают ситуации, когда применение и реализация этого подхода затруднены. Например, не представляет значительной сложности составить прогноз успешно функционирующего предприятия с хорошими финансово-экономи ...

Функции банковского маркетинга
Основными функциями банковского маркетинга являются: - изучение спроса на рынке капитала и его отдельных сегментах, представляющих особый интерес для банков; - анализ и изучение процентной политики, реклама; - разработка системы планир ...

Copyright © 2013-2025 - www.banklines.ru