Банковское дело – древняя наука. Она сочетает в себе тысячелетний опыт работы кредитных учреждений, раскрывает то, что на протяжении длительного периода формировалось как обязательные принципы организации банковского хозяйства. [12]
Прежде чем перейти к раскрытию темы, нужно познакомиться с главным определениями.
Банковская услуга – это предоставляемые клиентам технические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций. [13]
Банковский товар — это непосредственно продукт (вклад, карточка, кредит и т.д.) и сопутствующие услуги по продукту, т.е. связка “продукт—услуга”. [27]
Банковская операция представляет собой комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, производимых от имени банка, предусматривающих перемещение средств и направленных на решение конкретной экономической задачи. [13]
Банковские услуги можно классифицировать по нескольким критериям [13]:
А) по направленности на удовлетворение потребностей клиента:
Прямые услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента
Платежные услуги;
Коммерческие услуги;
Инвестиционные услуги.
Косвенные или сопутствующие услуги, облегчающие или делающие более удобным предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли
Клиринговые услуги;
Телефонное управление счетом;
Консультационные услуги;
Выдача пластиковой карточки на базе депозитного счета.
Услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек при использовании прямых услуг
Инвестирование текущих остатков по счетам в однодневные депозиты – овернайты, услуги банка при организации сделки под гарантию Агентства экспортного кредитования.
Б) по степени сложности:
Продукты и услуги, которые могут быть востребованы большим количеством потребителей
Открытие счетов;
Управление денежной наличностью;
Клиринговые услуги.
Услуги, требующие специального уровня подготовки банковских кадров
Управление активами;
Инвестиционные услуги.
Услуги, требующие профессиональных знаний в области использования услуг
Услуги в области корпоративных финансов;
Управление смешанными активами
Услуги, требующие специальных знаний
В сфере финансового планирования;
В сфере финансового инжиниринга.
В) по назначению:
Платежные или корреспондентские услуги;
Услуги на рынке ссудных капиталов;
Коммерческие услуги корпоративным клиентам;
Услуги частным клиентам;
Услуги по банковскому обслуживанию внутренней и внешней торговли;
Электронные банковские услуги;
Услуги по доверительному управлению активами.
Основные виды безналичных платежей. Расчеты в народном хозяйстве осуществляется в формах, устанавливаемых центральным банком. При этом конкретная форма указывается в договоре между поставщиком и покупателем [1].
Вид расчетных документов и организация документооборота в банке, у плательщиков и получателей денег определяют следующие основные формы безналичных расчетов:
платежные требования;
платежные поручения;
расчетные чеки;
аккредитивы.
В соответствии с 14 статьей Банковского кодекса Республики Беларусь к банковским операциям в РБ относят [7]:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;
открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
валютно-обменные операции;
купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты);
Полезная информация:
Характеристика и финансовые показатели банка
Сегодня АО "БТА Банк" составляет ядро финансовой группы, присутствующей во всех сегментах рынка. БТА — системообразующий банк Казахстана, лидер по созданию банковской сети в странах СНГ. Активы БТА в I квартале 2008 года выросли ...
Организация банковской деятельности на основе отделений
Банки могут также организовывать свою деятельность на основе банковских отделений. Это целесообразно, когда он обслуживает быстро развивающийся регион и находится перед выбором – последовать на новые места за своими клиентами, будь это ча ...
Принципы обслуживания Private Banking
Многие исследователи считают, что если не обращать внимания на тонкости, то Private Banking не многим отличается от обыкновенного банковского обслуживания. В его основе те же стандартные банковские услуги: расчётно-кассовое обслуживание, ...