Банковское дело – древняя наука. Она сочетает в себе тысячелетний опыт работы кредитных учреждений, раскрывает то, что на протяжении длительного периода формировалось как обязательные принципы организации банковского хозяйства. [12]
Прежде чем перейти к раскрытию темы, нужно познакомиться с главным определениями.
Банковская услуга – это предоставляемые клиентам технические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций. [13]
Банковский товар — это непосредственно продукт (вклад, карточка, кредит и т.д.) и сопутствующие услуги по продукту, т.е. связка “продукт—услуга”. [27]
Банковская операция представляет собой комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, производимых от имени банка, предусматривающих перемещение средств и направленных на решение конкретной экономической задачи. [13]
Банковские услуги можно классифицировать по нескольким критериям [13]:
А) по направленности на удовлетворение потребностей клиента:
Прямые услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента
Платежные услуги;
Коммерческие услуги;
Инвестиционные услуги.
Косвенные или сопутствующие услуги, облегчающие или делающие более удобным предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли
Клиринговые услуги;
Телефонное управление счетом;
Консультационные услуги;
Выдача пластиковой карточки на базе депозитного счета.
Услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек при использовании прямых услуг
Инвестирование текущих остатков по счетам в однодневные депозиты – овернайты, услуги банка при организации сделки под гарантию Агентства экспортного кредитования.
Б) по степени сложности:
Продукты и услуги, которые могут быть востребованы большим количеством потребителей
Открытие счетов;
Управление денежной наличностью;
Клиринговые услуги.
Услуги, требующие специального уровня подготовки банковских кадров
Управление активами;
Инвестиционные услуги.
Услуги, требующие профессиональных знаний в области использования услуг
Услуги в области корпоративных финансов;
Управление смешанными активами
Услуги, требующие специальных знаний
В сфере финансового планирования;
В сфере финансового инжиниринга.
В) по назначению:
Платежные или корреспондентские услуги;
Услуги на рынке ссудных капиталов;
Коммерческие услуги корпоративным клиентам;
Услуги частным клиентам;
Услуги по банковскому обслуживанию внутренней и внешней торговли;
Электронные банковские услуги;
Услуги по доверительному управлению активами.
Основные виды безналичных платежей. Расчеты в народном хозяйстве осуществляется в формах, устанавливаемых центральным банком. При этом конкретная форма указывается в договоре между поставщиком и покупателем [1].
Вид расчетных документов и организация документооборота в банке, у плательщиков и получателей денег определяют следующие основные формы безналичных расчетов:
платежные требования;
платежные поручения;
расчетные чеки;
аккредитивы.
В соответствии с 14 статьей Банковского кодекса Республики Беларусь к банковским операциям в РБ относят [7]:
привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;
открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
валютно-обменные операции;
купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты);
Полезная информация:
Рынок ресурсов и его особенности
Для производства любого вида товара или услуги фирме необходимо приобрести экономические ресурсы, которыми прямо или косвенно владеют домохозяйства и поставляют их на рынок ресурсов. Изучение специфических особенностей спроса, предложения ...
Развитие и совершенствование платёжной системы ПМР
Согласно принятого в конце 1999 года Положения «О правилах обмена электронными документами между ПРБ, банками ПМР (филиалами) при осуществлении расчётов через систему электронных платежей ПРБ» с 17 января 2000 года электронные платежи ста ...
Виды услуг, оказываемых банками VIP-клиентам
Прежде чем описать отдельные виды услуг, которые оказываются банками VIP-клиентам, необходимо определить, какие категории людей мы можем отнести к разряду "очень важных персон". В основной своей части это успешные и востребованн ...