За работу на фондовом рынке отвечает подразделение центрального аппарата Банка России - Управление ценных бумаг Банка России. Значительная часть регулирующих функций передана ЦБ РФ своим территориальным управлениям. Необходимо отметить, что в числе институтов, занимающихся проведением денежно-кредитной политики, и Министерство финансов РФ (12).
Роль непосредственного регулятора российского фондового рынка выполняет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по контролю и надзору на финансовых рынках (13).
ФСФР осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями ФСФР являются:
а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов и т.п.;
г) осуществление государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Особое положение ФСФР в системе органов государственной власти обусловливается прямым подчинением Правительству РФ (14), тогда как другие федеральные службы подчиняются министерствам. Согласно п. 5 постановления 206, ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и нормативных правовых актов, и единственный вариант возможности нормотворчества – через постановления Правительства РФ (15). Возникает противоречие с Законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Это положение вытекает из необходимости оперативно реагировать на изменения ситуации на фондовом рынке в целях сохранения стабильности финансовой системы страны в целом. Кроме того, в сфере своей компетенции ФСФР на основе организации исследований по вопросам развития финансовых рынков занимается обобщением практики применения законодательства Российской Федерации и внесением в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании (15).
Таким образом, по мнению автора, в настоящее время не обеспечен единый государственный подход со стороны органов государственного регулирования к формированию и развитию рынка ценных бумаг в России; действия этих органов не согласованы и определяются конфликтом ведомственных интересов. Однако ФСФР во многом выигрывает на фоне предшественницы - Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Прежде всего, можно поставить ей в заслугу более либеральный подход к регулированию рынка. При ФКЦБ саморегулируемые организации не участвовали в создании законов и подзаконных актов. Многие нововведения внедрялись в директивном порядке, несмотря на то, что существовала обязанность учитывать мнение экспертного совета. Его членов избирали на конференциях профучастников, которые раз в два года проводил Институт фондового рынка и управления (ИФРУ). ФСФР придерживается более высокой прозрачности. В состав рабочих групп, генерирующих новые документы, обычно входят представители заинтересованных организаций, а проекты постановлений заблаговременно вывешиваются на сайте службы. Кроме того, сформированы два совещательных органа - советы по корпоративному управлению и коллективным инвестициям.
В то же время ФСФР, по мнению авторов, нельзя считать классическим примером мегарегулятора. Этот орган соединяет в себе всех, кто, так или иначе, принимал участие в регулировании фондового рынка. Но это вовсе не означает, что опять не требуются какие-то согласования с другими федеральными ведомствами. Так, функции по регулированию банковской сферы оставлены за ЦБ РФ (в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности»). Регулирование финансово-бюджетной сферы передано Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (16) – в ее ведение перешли функции целого ряда департаментов Минфина России. Страховые компании отданы в ведение Федеральной службы страхового надзора (17), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Функции «финансовой разведки» - Комитета РФ по финансовому мониторингу - отданы Федеральной службе по финансовому мониторингу, которая также подчиняется Минфину России (18).
Полезная информация:
Кредитоспособность заемщика, как экономическое понятие
Кредитоспособность клиента (заемщика) – одно из тех новых понятий, которое буквально внесла в нашу жизнь новая экономическая эпоха. Несмотря на это, сегодня, уже можно с уверенностью сказать, что оно заняло в ней свое место крепко и навсе ...
Анализ
кредитоспособности заемщика
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных факторов риска, способных повлечь за собой невозврат ссуды в установленный срок кредитополучателем, поэтому важнейшим этапом кредитного процесса является изучение кредитоспособности ...
Виды банковских карт
По мере развития банковского дела, совершенствования технологии осуществления безналичных расчетов и оказания электронных банковских услуг появились различные виды пластиковых карт, отличающихся назначением, способами защиты от подделки, ...