для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней.
В целях обеспечения полной и своевременной сдачи наличных денег в банк их остатки в кассах предприятий лимитируются. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банком ежегодно всем предприятиям и представляет собой максимально допустимый остаток наличных денег, который может оставаться в кассе на конец рабочего дня. Все сверхлимитные наличные деньги должны полностью сдаваться в банк (на почту)[2].
Для установки лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в банк по стандартной форме следующий специальный расчет лимита остатка кассы.
Банк определяет лимит остатка кассы для предприятия индивидуально, исходя из объемов его наличие-денежного оборота, особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, а именно:
для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее в банк ежедневно в конце рабочего дня, в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
для предприятий, сдающих денежную выручку в банк на следующий день, в пределах среднедневной выручки;
для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих ее в банк не ежедневно, лимит определяется в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплат социального характера и стипендий)[3].
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса в банке, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим свои счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими банками по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.).
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в один из обслуживающих его банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.
После установления лимита в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в Другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.
По предприятию, не представившему расчет ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в банк денежная наличность — сверхлимитной.
Известно, что заработная плата, стипендии, премии и другие выплаты производятся периодически[4].
Каждый банк должен организовывать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т.е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиентам банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением.
Выполнение этой задачи осуществляется каждым коммерческим банком в ходе составления прогноза кассовых оборотов на каждый квартал, что является составной частью общей работы банковской системы по управлению налично-денежным оборотом.
До перехода к рыночным условиям хозяйствования налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе двух планов денежного обращения: баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана бывшего Госбанка СССР. С их помощью решался вопрос о сбалансированности денежной и товарной массы, размере эмиссии или изъятия денег из обращения.
Эмиссия носила директивный характер. В условиях перехода к рыночной экономике эти планы перестали быть директивными, но продолжают использоваться банками в качестве прогнозов по кассовым оборотам с целью определения потребностей в наличных деньгах для осуществления кассовых операций, определения размеров эмиссии или изъятия денег по регионам страны.
Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и фактическое его исполнение помогают ЦБ РФ и Правительству страны полнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции сбережений населения, структуру покупательского спроса и покупательного фонда населения. Превышение Доходов над расходами населения в балансе означает увеличение остатка денег на руках у населения, а превышение расходов над доходами — наоборот, его сокращение.
Полезная информация:
Оценка кредитоспособности
клиента банка - физического лица
Кредитные услуги Сбербанка РФ предусматривают кредитование физических лиц по следующим программам Банка:
· программы ипотечного кредитования;
· программы потребительского кредитования:
- кредитование на потребительские цели (предоставл ...
Процесс развития новых банковских услуг
Предоставление новых банковских услуг является одним из наиболее рисковых мероприятий, на которые может решиться банк. Особенно высок риск в индустрии, ориентированной на обслуживание, так как конкурентам в этой сфере легче воспроизвести ...
Организация и учет залоговых и перезалоговых
операций банков с ценными бумагами
Кроме залога ТМЦ банки практикуют выдачу ломбардных ссуд под залог ценных бумаг. Критерием качества ценных бумаг, с точки зрения приемлемости их для залога служат: возможность быстрой реализации и финансовое состояние выпускающей стороны. ...