В 70-е и 80-е годы был введен в практику прием хеджирования, представляющий одностороннее страхование от процентного риска. Опцион на процентную ставку дает держателю ценных бумаг право либо (put) предоставлять эти инструменты другому инвестору по заранее установленной цене по истечении срока действия опционного контракта, либо принять их (call) от другого держателя или инвестора по заранее установленной цене до момента окончания действия опциона. В случае с put-опционом его продавец должен быть готов принять поставку ценных бумаг от покупателя опциона по его запросу. В случае с call-опционом его продавец должен быть готов поставить ценные бумаги покупателю опциона по его запросу. Цена, которую должен уплатить покупатель за право поставить или требовать поставки ценных бумаг от продавца опциона, известна как опционная премия.
Опционы не обязывают какую-либо сторону сделки к поставке ценных бумаг. Они предоставляют право поставить или принять поставку, но не обязывают сделать это. Покупатель опциона может: 1) осуществить свое право; 2) продать опцион другому покупателю; 3) просто пренебречь правом, предоставляемым опционом.
Опционы на процентные ставки предлагают покупателю дополнительные возможности извлечения прибыли – контроль над большими объемами финансового капитала при ограниченных инвестициях и риске. Максимальные потери инвестора – премия, уплачиваемая за приобретение опциона.
Опционные контракты используются немногими банками, отчасти из-за непонимания принципа их действия, а также из-за доступности других инструментов хеджирования. Опционы в банковской сфере применяются в основном крупными банками в ведущих финансовых центрах. Существуют два основных направления их использования:
1. Защита портфеля облигаций с помощью опционов на продажу для нейтрализации риска падения курсов облигаций (роста процентных ставок); однако по опционному контракту отсутствуют обязательства поставки, так что банк может выгадать на хранении облигаций, если процентные ставки снижаются и цены облигаций растут.
2. Хеджирование положительного или отрицательного сальдо между чувствительными к изменениям процентных ставок активами и пассивами; например, опционы на продажу могут использоваться для компенсации потерь от отрицательного сальдо (чувствительные к изменениям процентных ставок пассивы > чувствительных к изменениям процентных ставок активов) при росте процентных ставок, тогда опционы на покупку могут использоваться для балансировки положительного сальдо (чувствительные к изменениям процентных ставок активы > чувствительных к изменениям процентных ставок пассивов) при падении процентных ставок.
В начале 80-х годов на рынке еврооблигаций был разработан прием хеджирования изменения процентных ставок, позволяющий двум заемщикам денежных средств (в том числе банкам) сотрудничать посредством обмена некоторыми наиболее благоприятными характеристиками своих займов. Например, один из заемщиков, возможно, имеет столь малый капитал, что неспособен выходить на открытый рынок для продажи облигаций с низкими фиксированными ставками процента. Этот заемщик может быть вынужден использовать краткосрочные кредиты и соглашаться на относительно высокие издержки заимствования под переменную ставку процента. Напротив, другой заемщик может обладать высоким кредитным рейтингом и иметь возможность брать долгосрочные займы на открытом рынке под относительно низкий фиксированный процент. Однако компания с высоким кредитным рейтингом (зачастую это крупный банк) может стремиться к получению краткосрочного кредита на более гибких условиях, если процентная ставка может быть установлена на достаточно низком уровне. Эти два заемщика могут просто договориться об обмене процентными платежами, используя лучшие качества займов друг друга.
Полезная информация:
Понятие и принципы имущественного страхования
Имущественное страхование в Российской Федерации - отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Имущественное страхование охватывает практически все виды имущества юридических и физиче ...
Российский рынок электронных банковских услуг,
осуществляемых с использованием банковских карт
Становление российского рынка электронных банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт. В СССР карты международных систем появились еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Со ...
Организация маркетинга в Сбербанке России
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследова ...