Без обновления технологий и внедрения в производство достижений научно-технического процесса (в основном на основе долгосрочного кредита) невозможно дальнейшее выживание предприятий, развитие экономики страны и выход ее из кризисной ситуации.
Для сбалансированного и устойчивого развития экономики необходимо достижение эффективности на трех уровнях: уровне предприятия, кредитного учреждения, государства.
В Республике Беларусь наблюдается несбалансированное развитие экономической системы, слабость ее кредитно-финансовой системы, развитие которой отнесено на второй план после развития реального сектора. Это связано с тем, что реальная и кредитная сферы республики получили относительную самостоятельность от государства, но в то же время государство продолжает контролировать оба сектора.
Административное влияние в экономике вылилось в неэффективность как реального, так и кредитного сектора. Это проявляется в том, что государство, желая активизировать процессы в экономике, жестко воздействует на направление и стоимость кредитных потоков. Но эта политика дешевых денег для неэффективного реального сектора не дает должного эффекта, в результате чего кредитные потоки превращаются в скрытое финансирование и субсидирование неэффективного реального сектора, что влияет на эффективность кредитного.
Таким образом, в данный момент мы имеем экономическую систему, в которой государство контролирует как реальный сектор, так и кредитный. Реальный сектор не однороден по своей структуре, но в общем можно сказать, что он не является эффективным.
На данный момент развития экономики Республики Беларусь банки являются основным источником кредита для предприятий. Если учесть опыт развитых и развивающих стран в построении кредитно-финансовой системы, то можно сделать вывод, что для стабильной работы и развития банков и предприятий необходимо усиление функции участия кредитора, т.е. банка в управлении предприятием. Это должно быть выражено в реализации соответствующей модели поведения банка и предприятия.
Анализ зарубежной практики показывает, что можно различать две модели взаимоотношений банка и предприятия, которые можно условно назвать «на вытянутой руке» и «непосредственное вмешательство» [24, с.35].
Первая представляет собой модель, в которой реализуется управление по целям. Согласно ей, банки не вмешиваются в стратегические решения, принимаемые на предприятии, до тех пор, пока предприятия платят в соответствии с обязательствами. Банку нет необходимости проводить мониторинг предприятия, потому что выданные кредиты вернутся в случае неудачи кредитополучателя в виде залога. Такая модель поведения в большей степени подходит для стабильной экономики.
Наиболее приемлемым является развитие банковской системы Республики Беларусь в направлении модели, ориентированной на контроль, часто называемой «управлением при непосредственном вмешательстве». Суть этой модели заключается в том, что предприятия могут сотрудничать с банком в процессе управления и принятия ключевых управленческих решений, так как у предприятий нет других источников финансирования на данный момент.
Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.03.2000г. №124 банки получили право направлять своих представителей в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременный возврат кредитов в иностранной валюте; осуществлять контроль за движением средств в иностранной валюте и белорусских рублях по всем счетам юридических лиц; взыскивать в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей и поручителей средства в иностранной валюте в счет погашения просроченных кредитов в иностранной валюте. Чтобы вследствие реализации такой модели банковскую сферу республики не поразил финансовый кризис «плохих» кредитов, построение ее связано с выполнением ряда условий. Выполнение этих условий очень важно для построения эффективной системы. Рассмотрим ключевые из них.
Во-первых, несомненной проблемой для банков остается отсутствие оперативной, достоверной и полной отчетности о реальном состоянии потенциального кредитополучателя.
Во-вторых, крайне необходимо соответствующее законодательное обеспечение и работающие на практике процедуры возврата долга. Без эффективной системы возврата долга кредитополучатели теряют дисциплину, поток кредита ограничивается, и кредиторы вынуждены для того, чтобы выживать, покрывать свои убытки за счет удорожания кредита остальным кредитополучателям, что негативно отражается на состоянии предприятий, а в конечном итоге — банков.
Так как основным собственником является государство, то процедуры возврата долга (реализация залога и санация предприятий) не получили должного развития. Все это не стимулирует кредитный сектор направлять свои средства на длительный срок в реальный сектор.
Проблемой так же является и процесс возврата просроченных кредитов через суд, так как это может занимать месяцы и годы. Основной причиной такого положения вещей является несовершенство законодательства, дающее очень много поводов для проволочек в судебном разбирательстве, а также позиция судов. Как правило, суд склонен принимать сторону ответчика, который в силу «объективных» причин не может вовремя расплатиться с банком-кредитором.
Полезная информация:
Характеристика и финансовые показатели банка
Сегодня АО "БТА Банк" составляет ядро финансовой группы, присутствующей во всех сегментах рынка. БТА — системообразующий банк Казахстана, лидер по созданию банковской сети в странах СНГ. Активы БТА в I квартале 2008 года выросли ...
Особенности и проблемы правового регулирования аудита Центрального банка Российской Федерации
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной влас ...
Определение класса кредитоспособности клиента
Класс кредитоспособности клиента определяется на базе основных и дополнительных показателей. Основные показатели, выбранные банком, должны быть неизменны относительно длительное время. В документе о кредитной политике банка или других док ...