Пример такой рейтинговой оценки приведен в табл. 5.
Таблица 5. Рейтинговая оценка кредитоспособности клиента
Коэффициент ликвидности |
3 |
40% |
3 х 40 |
120 |
Коэффициент покрытия |
3 |
30% |
3x30 |
90 |
Коэффициент обеспеченности. |
2 |
30% |
2x30 |
60 |
Итого: |
3 класс |
100 |
— |
270 |
В данном случае заемщик должен быть отнесен к третьему классу, что говорит о его низкой кредитоспособности. Вряд ли он получит кредит, условием этого станет высокая степень обеспечения; предоставленная заемщиком. Однако стоит отметить, что и такая система изучения кредитоспособности не лишена недостатков, так как эти три коэффициента не всегда дают полное представление о финансовой устойчивости заемщика в будущем.
Так как кредиты могут представляться не только юридическим лицам, но и населению, то банки на этом этапе изучают кредитоспособность населения. Для населения вышеописанные методы не приемлемы, поэтому банки либо опираются на анкетирование клиентов и на этой основе пытаются оценить кредитоспособность, либо рассматривают некоторые коэффициенты. Для западного банка более характерным является анкетирование клиентов, на основе чего каждому ответу присваивается определенное количество баллов, а затем при суммировании баллов определяют класс заемщика и принимают решение о дальнейшей работе с клиентом. В качестве примера можно привести анкету, используемую в некоторых банках США.
В этой анкете выделяют несколько критериев классификации заемщиков:
1. Род занятий (бизнесмен — 7 баллов, врач — 7, клерк в учреждении — 6, квалифицированный рабочий — 5, солдат — 4, лица свободных профессий — 3, парикмахер, уборщик — 3, портовый рабочий — докер — 2, работник буфета — 2, работник гаража — 1, таксист — 0 баллов.
2. Стаж работы (максимально 5 баллов, если настоящая работа 7 лет, а прошлая 10 лет; настоящая менее 2 лет, а прошлая 5 лет — 2 балла).
3. Жилищные условия (собственный дом — 5 баллов, снимает квартиру или дом — 3, проживает с родителями — 3, аренда комнаты или трейлера —0 баллов).
4. Длительность проживания в данной местности (свыше 5 лет — 3 балла, от 2 до 5 — 2, менее 2 лет — 1 балл).
5. Семейное положение (женат — 5 баллов, вдовец — 5, одинокая женщина — 4, одинокий мужчина — 3, разведенная женщина — 2, разведенный мужчина — 0 баллов).
6. Недельный заработок (свыше 200 долл. — 5 баллов, от 100 до 200 — 4, от 60 до 75 — 1, менее 60 — 0 баллов).
7. Банковский счет (текущий и сберегательный — 6 баллов, только сберегательный — 3, только текущий — 2 балла).
8. Кредитные рекомендации (если имеется кредитная карточка — 2 балла, если 2 кредитные карточки — 4 балла).
По результатам подсчета банк принимает решение: если клиент набрал меньше 30 баллов, кредит вряд ли будет ему выдан, меньше 13 баллов — полный отказ.
Для Сбербанка РФ, который в основном предоставляет кредиты физическим лицам, используется методика расчета определенных коэффициентов: расчета суммы кредита и суммы максимального кредита.
Сумма кредита определяется по формуле:
Р= Чистый доход х К х Срок кредита,'
где Р — сумма кредита; К — коэффициент, который зависит от дохода клиента.
Сумма максимального кредита (S) рассчитывается по формуле:
S = (Р / (1 + Процентная ставках х t(срок кредита): 12 х 100))
На основе анализа данных коэффициентов принимается решение о выдаче кредита или его отказе.
Этап третий.
На этом этапе кредитной работы банк проводит анализ технико-экономического обоснования (ТЭО) кредита на предмет соответствия данных с данными, указанными в контракте, их достоверности и реального отражения эффективности проводимой операции. При анализе ТЭО необходимо учитывать экономическую конъюнктуру рынка, на котором работает заемщик. Следует проанализировать состояние рынка: являются ли товар или услуги заемщика конкурентоспособными, насыщенность рынка данными товарами или услугами, возможности по реализации данных товаров (услуг), доля рынка, приходящаяся на заемщика и т. д. Анализируется репутация заемщика путем сбора информации о нем, используя различные источники (средства массовой информации, информация, полученная от службы безопасности банка, и др.).
Полезная информация:
Опционы
1) Опцион обеспечивает выбор. Покупатель опциона приобретает право, но не обязательство, купить или продать соответствующий товар (это могут быть реальный конкретный товар, страховка, фьючерсный контракт) при определённых условиях в обмен ...
Анализ российского рынка: волны падения
Современный российский рынок ценных бумаг по своим размерам и роли в экономике страны характеризуется специалистами как типичный периферийный рынок, подверженный сильному влиянию со стороны мирового финансового рынка. Процессы становления ...
Образование Центрального банка Российской Федерации
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 де ...