Расширение функций и деятельности коммерческих банков привело к необходимости законодательного закрепления их функционирования, введения определенного контроля и надзора за их деятельностью. Создание правового поля банковской деятельности стало необходимым и возможным только с возникновением и развитием банковской системы, в которой основным звеном стал центральный" банк. В странах с развитой рыночной экономикой за достаточно продолжительный период времени сложился крупный массив законодательства (законы, инструкции, билли), регулирующий разнообразные вопросы осуществления банковской деятельности — от создания банков и кредитных учреждений, лицензирования, ведения операций, контроля их деятельности вплоть до реорганизации и банкротства.
Именно этот комплекс законодательных и нормативных актов позволил центральным банкам более полно и эффективно осуществлять функции органа банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Однако нужен постоянный надзор и контроль за выполнением этих законодательных актов и правильностью проведения банковских операций. Все это необходимо в силу высокой значимости самих банков для развития экономики. Банки, являясь кровеносной системой экономики, должны быть финансово устойчивыми, развивающимися организациями. Только в этом случае экономика будет работать стабильно, без сбоев. Частые банкротства банков приводят к кризисным потрясениям в самой экономике. Для предотвращения таких явлений на центральный банк страны возлагается важная функция — контроль и надзор за банковской системой. Главная цель надзора — поддержание стабильности банковской системы, зашита интересов вкладчиков и кредиторов.
Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет выработал 25 принципов надзора, которые определили основные направления совершенствования и проявления банковского надзора на разных стадиях нахождения банковской системы и коммерческого банка в частности, от момента ее возникновения до банкротства. Эти принципы относятся к:
• предварительным условиям для эффективного банковского надзора (принцип 1);
• лицензированию и структуре (принципы 2—5);
• пруденциальным нормам и требованиям (принципы 6—15); методам постоянного банковского надзора (принципы 16—20);
• требованиям к информации (принцип 21);
• официальным полномочиям органов банковского надзора (принцип 22);
• международным банковским операциям (принципы 23—25).
Кроме самих принципов, документ содержит объяснение различных методов, которые могут быть использованы надзорными органами при их применении.
Эффективная система надзора предполагает четко определенные обязанности, функции и цели для каждого органа, вовлеченного в осуществление банковского надзора. Каждый орган должен обладать оперативной самостоятельностью и необходимыми ресурсами. Для банковского надзора необходима также соответствующая правовая основа, включающая требования, относящиеся к лицензированию банковских учреждений и к надзору над ними в процессе функционирования; полномочия по проверке соблюдения законов, равно как и вопросов надежности, безопасности и устойчивости банков; правовую защиту для органов банковского надзора и их сотрудников.
Полезная информация:
Выводы
Портфели ценных бумаг коммерческих банков являются частью взаимосвязанной системы портфелей более высокого уровня. Эта система включает, например портфель собственного капитала (уставный фонд, резервные фонды, фонды стимулирования, нерасп ...
Технология кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «МБРР»
Объектами кредитования юридических лиц в АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития» (ОАО) являются:
- текущая хозяйственная деятельность;
- торгово-закупочные операции и сделки, в т.ч. внешнеторговые экспортно-импортные операции с и ...
Организация страхового дела
“В настоящее время на территории России страхование осуществляют около 3000 страховых компаний, из них 2750 внесено в Государственный реестр. По оценкам независимых экспертов, в 1999 году на страховом рынке России останется не более 500-6 ...