Товарная биржа как продукт развития рынка, рыночных отношений прошла длительный путь. Формы биржевой торговли, имея ряд общих организационных черт, вместе с тем постоянно изменялись, приспосабливались к потребностям экономики. Появлялись новые функции, преобразовывался характер сделок, происходила постепенная трансформация экономической направленности биржи – старая организационная форма наполнялась новым экономическим содержанием.
Возникновение биржи в Европе как своеобразной, наделенной особыми чертами формы рынка относят к XVI – XVII вв., т.е. к периоду начала быстрого развития рынка и последующего становления капиталистических производственных отношений.
Первоначально возникла адекватная домануфактурному производству форма оптовой торговли – биржа реального товара. Ее отличительными чертами, составляющими одну из особенностей и современных бирж, являлись регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее характерные операции – сделки с наличным товаром.
Промышленная революция вызвала громадное расширение спроса на сырье и продовольствие, привела к увеличению как объема, так и номенклатуры мировой торговли, к повышению требований к однородности качества товара и регулярности поставок. Наряду с предоставлением места, организацией торга и фиксацией торговых обычаев к числу основных функций товарной биржи стали относиться: установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров (арбитраж) я информационная деятельность. Биржи все больше стали превращаться в центры международной торговли. Ведущую роль приобрели сделки на срок с реальной продукцией, гарантировавшие поставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивавшим возможность получения прибыли, что позволило фирмам заранее определять свои потенциальные издержки производства. В результате высвобождалась часть капитала, не участвовавшего в производительной деятельности, а являвшегося лишь гарантированным. В условиях свободной конкуренции, когда на рынке множество продавцов и покупателей, такой тип биржи способствовал продвижению громадных и все возраставших товарных масс от производителя к потребителю с наименьшими общественно Необходимыми затратами труда и капитала.
Более того, сделки на срок с реальным товаром, привлекая спекулятивные капиталы, увеличивали емкость рынка и создавали возможность для производителя и посредника быстрее реализовывать свой товар, сокращая период обращения. Крупнейшие биржи стали центрами торговли международного значения, а складывавшиеся на них цены, регулярно публикуемые специальными комитетами, приобрели характер мировых.
Биржа реального товара в своей высшей форме приобрела такие отличительные черты, как: совершение сделок на основе описания качества при отсутствии самого товара; специфический, свойственный только бирже характер сделок (встречные предложения покупателей и продавцов); торговля массовой, однородной, качественно сравнимой продукцией, отдельные партии которой вследствие этого оказались взаимозаменяемыми; спекулятивность.
Важным экономическим условием возникновения торговли на срок является то, что в условиях колебания цен возникает риск непредвиденных потерь и кроме торговой прибыли остается место для прибыли от изменения цен или спекуляции. При этом спекуляция носит не единичный характер, а постоянно присутствует, пронизывая любую сделку. Экономической основой возникновения торговли на срок является сама природа рынка – стихийность, неопределенность, неустойчивость.
Полезная информация:
Предоставление ипотечного жилищного кредита
Предоставление ипотечного жилищного кредита включает в себя три основные процедуры:
1. Оформление страховых документов.
2. Оформление кредитных и банковских документов.
3. Оформление купли-продажи и/или ипотеки квартиры.
Специфические ...
Порядок заключения и форма Договора
Прежде всего, для заключения Договора необходимо, чтобы, по крайней мере, одна из сторон сделала предложение о заключении Договора, а другая приняла это предложение в порядке, предусмотренном законодательством (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Предло ...
Анализ деятельности на международных рынках
Ребрендинг, к которому банк приступил в ноябре 2007 года, является важным этапом реализации Стратегии развития БТА, предусматривающей создание успешного международного банковского конгломерата. Так, входящие в банковский конгломерат компа ...