Это важно:

Оценка опционов


Опционом (option) называют контракт, заключенный между двумя лицами, в соответствии с которым одно лицо предоставляет другому лицу...

Кредитоспособность заемщика


В процессе проведения активных кредитных операций с целью получения прибыли банки сталкиваются с кредитным риском...

Разделы

Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса

Финансовая информация » Оценка кредитоспособности юридического лица » Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса

Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться таким же образом, как и способность погашения долга у крупных и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска.

Однако использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка.

У зарубежных и российских предприятий малого бизнеса, как правило, нет лицензированного бухгалтера. Кроме того. Расходы на аудиторскую проверку для этих клиентов банка недоступны. Поэтому нет аудиторского подтверждения отчета заемщика связи с чем оценка кредитоспособности клиента базируется не на его финансовой отчетности, а на знании работников банка данного бизнеса. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с ним, регулярное посещение предприятия. В ходе личного интервью с руководителем мелкого предприятия выясняются цель ссуды, источник и срок возвраты долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному сроку снизятся, а кредитуемые затраты будут списаны на себестоимость реализованной продукции.

Следует отметить еще одну особенность малых предприятий: их руководителями и работниками нередко являются члены одной семьи или родственники. Поэтому возможно смешение личного капитала владельца с капиталом предприятия. Из этого вытекает следующая особенность организации кредитных отношений банка с предприятиями малого бизнеса за рубежом (США): погашение ссуд гарантируется имуществом владельца. В связи с этим при оценке кредитоспособности мелкого клиента учитывается финансовое положение владельца, последнее определяется по данным личного финансового отчета. Форма личного финансового отчета содержит сведения об активах и пассивах физического лица. При этом выделяются заложенные активы и обеспеченные пассивы. К активам относятся наличные денежные средства акции и облигации, дебиторская задолженность родственников, друзей и других лиц, недвижимое имущество, выкупная стоимость страхования жизни и другое. В пассив складывается из долгов банкам, родственникам и другим лицам, задолженности по счетам и налогам, стоимости заложенного имущества, платежей по контрактам, кредиторов, использованных для страхования платежей и др. Для более детального анализа дается расшифровка отдельных видов активов и пассивов физического лица.

Традиционные методы оценки кредитоспособности, неприемлемы и для малого бизнеса в России. Это объясняется высоким процентом ошибок в его официальной отчетности, использованием различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим практикуется финансовый анализ видов деятельности малого предприятия на основе отчетности, составленной представителями банка по первичным документам заемщика, а также предоставленной информации. При составлении отчета о прибылях и убытках учитываются расходы на семью; контролируемый размер ежемесячного погашения кредита, который не должен превышать 70% остатка денежных средств на конец месяца за вычетом расходов на семью; проверяется наличие неофициальных заимствований у частных кредиторов. По проверенным данным могут рассчитываться финансовые коэффициенты.

Таким образом, система оценки банком кредитоспособности мелких заемщиков складывается из следующих элементов:

1) оценки делового риска;

2) наблюдения за работой клиента;

3) собеседование банкира с владельцем предприятия;

4) оценки личного финансового положения владельца;

5) анализа финансового положения предприятия на основе первичных документов.

Полезная информация:

Предоставление ипотечного жилищного кредита
Предоставление ипотечного жилищного кредита включает в себя три основные процедуры: 1. Оформление страховых документов. 2. Оформление кредитных и банковских документов. 3. Оформление купли-продажи и/или ипотеки квартиры. Специфические ...

Учёт операций по расчётам чеками
1. Что такое расчетный чек Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Согласно ст. 877 ГК РФ Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное р ...

Характеристика кредитного портфеля отделения Сбербанка
2004 год - четвертый год реализации Концепции развития Сбербанка России на период до 2005 года. В области проведения активно-пассивных операций сохраняются высокие темпы развития кредитования юридических и физических лиц в рублях, а также ...

Copyright © 2013-2024 - www.banklines.ru