Развитие техники управления пассивами и одновременное увеличение риска изменчивости процентных ставок в конечном счете породили подход, названный стратегией управления фондами, который преобладает сегодня в банковской деятельности. Это гораздо более сбалансированный подход по отношению к управлению активами или пассивами, в рамках которого выделяются следующие ключевые задачи:
1. Для достижения банком долгосрочных и краткосрочных целей его руководство должно в максимально возможный степени контролировать объем, структуру, прибыль или издержки как активов, так и пассивов.
2. Контроль руководства банка над активами должен быть скоординирован с контролем над пассивами таким образом, чтобы управление активами и пассивами характеризовалось внутренним единством; эффективная координация поможет максимизировать разность (спред) между доходами банка по активам и издержкам по эмитируемым обязательствам.
3. Издержки и доход относятся к обеим сторонам баланса – и активной, и пассивной. Политика банка должна разрабатываться так, чтобы максимизировать доход и минимизировать стоимость банковских услуг как по активам, так и по пассивам.
Таким образом, традиционная точка зрения, состоящая в том, что весь доход банка возникает от займов и инвестиций, уступила место пониманию того, что банк продает целый пакет финансовых услуг – кредиты, сбережения, консалтинг и т.д., и цена каждой из них должна покрыть издержки банка по ее предоставлению. Доход, полученный в результате управления пассивной частью баланса, может помочь банку достичь его целевых ориентиров прибыльности точно так же, как и поступления, полученные от управления активами.
Какой бы стратегии управления активами и пассивами ни придерживался банк, его руководство всякий раз, когда новые средства поступают в банк, неизбежно должно отвечать на вопросы: каким образом следует распределить новые фонды? Если банк берет кредиты или привлекает депозиты, следует ли ему держать эти деньги в качестве резерва для покрытия будущей потребности в ликвидности? или вложить в новые займы и ценные бумаги? Или погасить часть своих обязательств?
Традиционный подход к решению этих вопросов, так называемый метод объединения источников фондов, представляет все фонды банка как бы полученными из единственного источника. Задача руководства в данном случае заключается в определении приоритетов размещения активов. Преимущество данного подхода состоит в простоте практического применения при принятии управленческих решений. Главная опасность заключается в том, что руководство будет зачастую пренебрегать связями между активами и пассивами. Так, увеличение в портфеле активов доли краткосрочных или долгосрочных кредитов может создать дополнительную потребность в ликвидных средствах неожиданно для управляющих. Используя этот метод, банк также может легко поддаться соблазну держать ликвидность в качестве приоритетного актива за счет отказа от максимально возможной прибыли для акционеров банка.
Широкое применение стратегий управления пассивами и фондами способствовало созданию альтернативного метода распределения средств – метода разделения источников фондов. В соответствии с ним руководству банка следует рассматривать конкретные источники, за счет которых привлекаются основные средства. При этом руководству нужно тщательно отслеживать соотношение объемов вкладов до востребования и объемов сберегательных и срочных вкладов, а также объемов займов на денежном рынке и общей величины обязательств банка. Если фонды банка формируются в основном за счет краткосрочных, относительно непостоянных источников, то большая доля средств должна вкладываться в краткосрочные кредиты и ценные бумаги. Напротив, банк, формирующий фонды за счет долгосрочных средств, может с некоторым риском использовать их на долгосрочные займы – как потребительские, так и предпринимательские.
Полезная информация:
Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса
Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться таким же образом, как и способность погашения долга у крупных и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового ...
Предоставление ипотечного жилищного кредита
Предоставление ипотечного жилищного кредита включает в себя три основные процедуры:
1. Оформление страховых документов.
2. Оформление кредитных и банковских документов.
3. Оформление купли-продажи и/или ипотеки квартиры.
Специфические ...
Термины, характеризующие основных участников страховых отношений
Основными участниками страховых отношений являются: страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, федеральный орган ...