Текущие изменения достаточно серьезно затронули рынок, об этом свидетельствует тот факт, что ставки по ипотеке подняли не только небольшие банки. К этой «команде» не так давно присоединился даже ВТБ 24. События на рынке отразились не только на величине процентной ставки. С середины 2007 года условия предоставления ипотечных кредитов в большинстве банков ужесточались (были отменены программы без справок о доходах, повысились минимальный возраст заемщиков, процентные ставки и т. д.), что было обусловлено изменением финансовой конъюнктуры рынка. Дальнейшее развитие кризиса ликвидности вынудило банки более тщательно подходить к оценке потенциальных заемщиков.
Влияние кризиса стало ощущаться только в конце года. Сейчас поддержка жилищным кредитам оказывается на государственном уровне, что ослабляет воздействие кризиса. Рынок кредитования жилья в России имеет большой запас прочности и роста, и хотя мировой кризис, конечно же, зацепил и этот сектор, однако и в целом по России, и в СФО в частности сохранились темпы роста этого рынка. «Локомотивом» здесь выступают дефицит жилья на региональном рынке, высокие темпы строительства и рост доходов населения — эти факторы в значительной степени нивелируют негативное воздействие кризиса.
В сложившейся ситуации ОАО «НОАИЖК» необходимо сконцентрировать усилия на следующие направления деятельности:
1) рефинансирование кредитных и иных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, путём приобретения прав требования по выданным ими ипотечным кредитам и займам, покупки закладных, а также рефинансирование в иных формах;
2) привлечение долгосрочных средств российских и зарубежных инвесторов в сферу ипотечного жилищного кредитования путём эмиссии облигаций и иных ценных бумаг, размещения целевых займов и в иных формах;
3) рациональное перераспределение привлекаемых инвестиционных ресурсов и содействие становлению единого российского рынка ипотечного кредитования как готового, так и строящегося жилья;
4) развитие сотрудничества с банками и не кредитными организациями, страховыми и брокерскими компаниями, в сфере привлечения дополнительных финансовых ресурсов и размещения их в закладные, кредиты и займы;
5) создание и продвижение на рынке новых ипотечных схем и ипотечных продуктов;
6) содействие становлению в Новосибирской области необходимой законодательной и нормативной базы, а также рыночной инфраструктуры ипотечного кредитования;
7) оказание информационных и консультационных услуг в сфере финансового анализа, финансового планирования, инвестирования;
8) маркетинговые исследования и услуги на внутреннем и внешнем рынках;
9) создание новой концепции самостоятельного развития Общества в реальных рыночных условиях и в рамках проекта создания на базе ОАО «НОАИЖК» некоммерческого партнерства «Новосибирский ипотечный дом».
Таким образом, приоритетным направлением деятельности ОАО «НОАИЖК», как регионального оператора, является рефинансирование ипотечных кредитов (займов) как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств. В связи с чем функция привлечения инвестиций становится одной из наиболее приоритетных для ОАО «НОАИЖК».
Как бы сейчас ни складывались события на ипотечном рынке Сибири, большинство экспертов и участников рынка уверены, что этот сегмент еще ждут высокие темпы роста. Автор считает, что больших изменений в региональной системе из-за этого не произойдет, данные проблемы временные, а ипотечные закладные весьма ликвидны и спустя какое-то время могут быть успешно рефинансированы. В хорошем развитии ипотечного бизнеса одинаково важны две составляющие — и вопрос выдачи, и вопрос рефинансирования выданных займов. Любому банку необходимо создать замкнутый цикл — выдавая те или иные займы, нужно всегда понимать, на каких условиях они будут рефинансированы. Те, кто уделил этому вопросу должное внимание, как раз и не пострадали от кризиса ликвидности.
Жилищное кредитование развивается в Новосибирской области в целом наравне с общероссийским уровнем. Этим направлением занимаются многие коммерческие банки, есть областное ипотечное агентство, которое организационно осуществляет функции рефинансирования. Действует договор с российским агентством по массовому рефинансированию. Но сказать, что ипотека стала единственным ключом для решения жилищной проблемы, нельзя, потому что государство пока не совсем точно и правильно урегулировало все вопросы.
Полезная информация:
Функции банковского маркетинга
Основными функциями банковского маркетинга являются:
- изучение спроса на рынке капитала и его отдельных сегментах, представляющих особый интерес для банков;
- анализ и изучение процентной политики, реклама;
- разработка системы планир ...
Виды инвестиционных рисков и методы их оценки
Операции с ценными бумагами связаны с рисками. В самом широком смысле под риском чаще всего понимают некую вероятность отклонения событий от среднего ожидаемого результата. Инвестирование в финансовые активы подразумевает существование не ...
Национальный банковский совет
В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет. Этот орган в отличие от Совета директоров является консультативным. Его состав, численность, порядок работы ...