Совершение операций в кредитной организации может происходить на основании электронного платежного документа, а в случаях, установленных действующим законодательством и договором, - его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом. Электронные платежные документы должны содержать все реквизиты платежных документов, предусмотренные утвержденными форматами и нормативными актами Банка России. Бумажные копии электронных платежных документов, предназначенные для хранения в качестве оправдательных документов по совершенным операциям, а также подлежащие приложению к выпискам из счетов, заверяются штампами кредитной организации и подписями ее работников. В электронных платежных документах должен быть обеспечен аналог собственноручной подписи клиента.
Особенности оформления документов по отдельным операциям:
- операции, совершаемые без документов клиентов банка, оформляются документами, составляемыми самими банками согласно требованиям Правил ведения бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории РФ №61, на бланках действующих форм. Сюда относятся, в частности, приходные и расходные кассовые ордера, мемориальные балансовые и внебалансовые ордера, распоряжения кредитного отдела и др. Эти операции требуют дополнительного контроля;
- основанием для проведения операций по корреспондентским счетам является выписка по корреспондентскому счету, выдаваемая банку РКЦ (ЦОУ, ОПЕРУ) ЦБ РФ, ВЦ ЦБ РФ или банком-корреспондентом;
- при проведении операций на фондовом, валютном и других рынках основанием для учета операций служат выписки расчетных центров бирж, дилеров, отчеты о проведенных операциях и другие документы.
Данные документов, раскрывающие их содержание, называются реквизитами. Требования к реквизитам документа содержатся в законе "О бухгалтерском учете".
Стандартные документы содержат следующие основные реквизиты:
- дату документа (различается дата составления и дата исполнения документа: там, где не предполагается разрыв, - отметка, там, где предполагается разрыв, - отдельный реквизит);
- номер документа;
- наименование клиента (ИНН) и его банка (БИК);
- наименование контрагента (ИНН) и его банка (БИК);
- сумму (числом и прописью);
- контировку - документы, служащие основанием для проводок, должны контироваться (иметь номера счетов по дебету и кредиту);
- назначение платежа (содержание операции, а при необходимости - основание для ее совершения);
- коды технической обработки;
- подписи ответственных лиц клиента и оттиск его печати;
- подписи работников банка, проверивших документ [1, с. 186].
Все документы должны быть оформлены на пишущих или электронных машинках. Кассовые документы заполняются от руки. Исправления в банковских документах не действительны, даже если они оговорены. Денежно-расчетные документы изготавливаются методом мультипликации, т.е. их количество должно быть достаточно для совершения бухгалтерских записей по всем затронутым данной операцией лицевым счетам.
Банк не несет ответственности за отказ в приеме сомнительных документов. Бланки строгой отчетности подлежат дополнительному внебалансовому учету.
Полезная информация:
Оценка кредитоспособности и определение лимита кредитования ООО «Аптекарь»
Метод определения кредитоспособности и платежеспособности, используемый АКБ «Московского Банка Реконструкции Развития» (ОАО), базируется на принципах положения Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П и кредитной политики АКБ «МБРР» (ОАО) ...
Виды инвестиционных рисков и методы их оценки
Операции с ценными бумагами связаны с рисками. В самом широком смысле под риском чаще всего понимают некую вероятность отклонения событий от среднего ожидаемого результата. Инвестирование в финансовые активы подразумевает существование не ...
Методика определения платежеспособности физических лиц
При решении вопроса о выдаче кредитов учитывается материальное положение Заемщика, его способность полностью и в установленный срок возвратить полученный кредит. Кредиты не выдаются гражданам, у которых удержания по исполнительным докумен ...