Помимо контроля и надзора за деятельностью коммерческого банка, со стороны центрального банка осуществляется, постоянный финансовый контроль деятельности банка, проявляющийся в проведении аудиторских проверок. Такие проверки носят комплексный характер и направлены, с одной стороны, на выявление определенных негативных сторон в деятельности банка, с другой стороны, для проверки отчетности с внешней стороны. Аудиторские проверки могут проходить также по инициативе учредителей банка, его акционеров и клиентов, целью которых является изучение финансовой устойчивости банка. Все инициаторы проверок предпочитают обращаться к серьезным аудиторским фирмам, имеющим определенный вес как на внутреннем, так и на международном рынке. Решение аудиторской фирмы может иметь для банка решающее значение еще и потому, что это расширит его значимость в деловых кругах, позволит с большим вниманием и доверием относиться к тем операциям, которые он проводит, потенциально увеличить число клиентов.
Аудиторская проверка представляет собой многоэтапный процесс и включает в себя изучение нескольких наиболее важных блоков, к которым относятся: внутренняя документация, операции банка, финансовые результаты и налогообложение, нормативы и фонд обязательных резервов, отчетность. Начинается она с заключения договора между аудиторской фирмой и клиентами, где оговариваются предмет проверки, ее результат, механизм приема-сдачи работы и урегулирования возникших вопросов. Для повышения качества проверки клиенту предоставляется программа, где оговариваются документы, которые необходимо подготовить и предоставить аудитору.
Аудиторская проверка начинается с анализа учредительных документов: устава, учредительного договора, протоколов собраний акционеров, документов на увеличение уставного капитала, проспектов эмиссий, писем из Центрального банка о регистрации итогов выпуска. При проверке уставного капитала основное внимание уделяется таким аспектам, как увеличение размера уставного капитала, переуступка акций среди акционеров или выкуп банком своих акций. В этом случае сопоставляются документы по выпуску акций и первичных платежных документов, которые находятся в документах дня, проверяется источник средств, вносимых на счет «Уставный капитал акционерных банков», порядок учета формирования уставного капитала. Специфика аудита уставного капитала состоит в том, что данная сфера серьезно контролируется Центральным • банком, который ориентируется на данные, предоставленные самим банком, поэтому наибольшее внимание должно придаваться соответствию этих данных реальному состоянию дел. Анализируется также структура акционеров, изучается реестр акционеров, проверяется правильность бухгалтерского оформления выкупа акций, начисления дивидендов, проверяется размер резервного фонда. После этого осуществляется проверка:
• учета основных средств, нематериальных активов и МБП, их покупки, продажи, переоценки, начисления износа, ведения учетной документации. Для проверки имущества банка, которое состоит из товарно-материальных ценностей, зданий и сооружений, купленных банком за свой счет, внесенных учредителями в уставный капитал или полученных безвозмездно, необходимы акты ввода в эксплуатацию и. выбытия оборудования, регистрационные карточки и журнал учета, первичные документы (накладные, товарные чеки), ведомости переоценки и амортизации, договоры, сметы и прочие документы по капитальному строительству, ремонту. Проверке подвергаются также выписки по счетам имущества на предмет поступления или выбытия товарно-материальных ценностей, правильность классификации ТМЦ, соответствие аналитического и синтетического учета имущества, правильность проведения переоценки основных средств, своевременность и полноту начисления амортизации, правильность учета капитального строительства и ремонта;
Полезная информация:
Термины, характеризующие основных участников страховых отношений
Основными участниками страховых отношений являются: страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели, страховые организации, общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые актуарии, федеральный орган ...
Сферы платежных поручений
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Плате ...
Роль управления банковскими рисками в современных условиях
Банк по своему определению должен являться одним из наиболее надежных институтов общества, представляет основу стабильности экономической системы. При этом профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентификация и уче ...