Основным недостатком названного акта Банка России следует признать то обстоятельство, что его положения не выявили структуру регулируемых отношений – полную правовую схему взаимосвязей участников карточных платежных систем. Безусловно, это усложняет разработку и снижает эффективность нормативных актов налогового законодательства в части регулирования операций с банковскими картами.
Иные ведомственные акты Банка России, упоминающие об операциях с банковскими, платежными и расчетными картами (Указания ЦБ РФ от 2 декабря 1997 г. №48‑У и Письмо ЦБ РФ от 19 декабря 1997 г. №48‑Т) не содержат норм, значимых для правового регулирования операций с банковскими картами и налогообложения участников этих отношений.
Представляется, что необходимую правовую базу для эффективной разработки и применения соответствующих актов налогового законодательства, в рамках комплексного подхода к решению проблемы, обеспечит принятие федерального закона о банковских пластиковых картах либо внесение изменений в ГК РФ, которые должны устранить существующие сегодня пробелы в праве.
Кроме того, следует заметить, что положения, регулирующие налоговые обязательства отдельных участников карточных расчетов, содержатся и в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Рассмотрим правовой статус участников системыкарточных расчетов.
Действующее российское законодательство называет следующих участников расчетов: расчетных агентов, эмитентов и эквайреров.
Между тем на практике в качестве субъектов правоотношений, складывающихся в сфере совершения операций с банковскими картами и являющихся в последующем субъектами соответствующего налогообложения, выделяют следующих юридических и физических лиц: процессинговую компанию; процессинговый центр; расчетного агента; банк-эмитент; банк-эквайрер; предприятие торговли (услуг); клиента (держателя банковской карты).
Рассмотрим правовой статус и основные функции участников расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт.
В финансовом, банковском и налоговом законодательстве ряда зарубежных стран участник расчетов, осуществляемых с использованием банковских карт, выступающий в качестве процессинговой компании,
именуется также головной компанией платежной системы или платежной организацией.
Действующее российское законодательство не дает легального определения понятия процессинговой компании. Данное обстоятельство имеет большое теоретическое и практическое значение, так как отсутствие устойчивого правового определения какого-либо участника тех или иных хозяйственных отношений существенно затрудняет правильное применение к данному субъекту правоотношений норм российского законодательства, и в первую очередь норм законодательства о налогах и сборах. Между тем в качестве процессинговой компании платежной системы (головной компании международной платежной системы) может выступать юридическое лицо, являющееся в соответствии с действующим законодательством, как налоговым резидентом, так и нерезидентом Российской Федерации.
Между тем процессинговая компания платежной системы представляет собой юридическое лицо, обладающее исключительным правом на использование товарного знака данной платежной системы, устанавливающее правила платежной системы, а также осуществляющее функции процессингового центра данной платежной системы, за исключением случаев, когда исполнение названных функций в соответствии с локальными актами данной платежной системы передано третьему лицу (участнику расчетов, выступающему в качестве процессингового центра).
Полезная информация:
Общая характеристика ОАО АКБ «РОСБАНК»
Акционерный коммерческий банк ОАО АКБ «РОСБАНК» – многопрофильный частный финансово-кредитный институт, предоставляющий высококачественные услуги всем категориям клиентов, который входит в десятку лидеров российской банковской системы. По ...
Прибыль банка. Виды процентных ставок. Платежеспособность банка
Исходя из вышеизложенного, можно легко ответить на вопрос, какую прибыль может получать банк от своей деятельности. В общем понимании, исходя из баланса активных и пассивных операций, основной доход банку приносит разница между платой за ...
Современные тенденции в организационной структуре банков
Проявившаяся в последние годы тенденция состоит в том, что почти все банковские учреждения становятся со временем более сложными организациями. Одновременно с ростом банк обычно расширяет перечень предлагаемых услуг и предоставляет новые ...