Последние 10 лет специалисты и сами участники национальных рынков банковского самообслуживания непрерывно жаловались на тяжелую жизнь. Банки – владельцы устройств выдачи наличных сокрушались по поводу чрезвычайной остроты конкуренции и, соответственно, падения доходов. Компании – производители банкоматов беспокоились по поводу снижения спроса на дорогие многофункциональные устройства. Специалисты в один голос говорили о чрезмерном насыщении рынка и необходимости поиска новых моделей бизнеса. Сами держатели карт тоже были недовольны – увеличением размера комиссий и появлением нового явления под названием surcharge, т.е. банальной дополнительной платы за пользование услугами банкоматов, принадлежащих независимым провайдерам услуг.
При всем при этом статистически наличие каких-либо кризисных явлений на глобальном рынке услуг банковского самообслуживания не находит однозначного подтверждения.
Действительно, динамика количества и величин трансакций в среднем в расчете на одного жителя в экономически развитых странах в период 2000–2006 гг. напоминает американские горки. В иные годы эти показатели растут по 10–15%, в иные годы – на столько же падают. Особенно заметно падение было в 2006 г., когда и величина средней трансакции по снятию наличных в банкоматах, и частота пользования банкоматами в некоторых странах упала по сравнению с предыдущим годом весьма значительно: в США это падение по обоим показателям составило более 20%.
Однако при этом во всех рассматриваемых странах общее количество банкоматов в период 2000–2006 гг. продолжало стабильно расти, причем в некоторых странах едва ли не по 10% в год. Значит, на взгляд владельцев банкоматов, экономическая выгода от развития бизнеса все-таки была, и получаемая прибыль вполне реально компенсировала негативные эффекты от колебания спроса на услуги и обострения конкуренции.
Таблица 3.4. Количество банкоматов в расчете на 1 млн. жителей в 2002–2006 гг.*
Страна |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Бельгия |
564 |
606 |
657 |
669 |
683 |
Канада |
778 |
877 |
1037 |
1145 |
1272 |
Франция |
490 |
538 |
580 |
606 |
637 |
Германия |
556 |
563 |
580 |
603 |
612 |
Италия |
487 |
524 |
549 |
632 |
683 |
Япония |
934 |
944 |
922 |
918 |
895 |
Нидерланды |
418 |
422 |
435 |
445 |
466 |
Сингапур |
483 |
470 |
446 |
435 |
371 |
Швеция |
281 |
291 |
295 |
289 |
297 |
Швейцария |
642 |
655 |
675 |
694 |
706 |
Великобритания |
421 |
468 |
563 |
621 |
690 |
США |
677 |
813 |
967 |
1135 |
1220 |
В среднем |
648 |
717 |
794 |
879 |
927 |
Россия |
19 |
25 |
27 |
41 |
62 |
Полезная информация:
Оценка
кредитоспособности клиента балльным способом
Основным недостатком методики оценки кредитоспособности, применяемой банком, является отсутствие количественного измерения каждого фактора, его роли во всей системе показателей. Важность каждого фактора оценивается «на глаз», что не позво ...
Хранение документов
Банки обязаны обеспечить строгую сохранность бухгалтерских документов, под которыми понимаются не только документы по хозяйственной деятельности банка, но и расчетно-платежные документы клиентов банка.
Ответственность за правильную орга ...
Общая характеристика АКБ «МБРР»
АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития» (ОАО) был создан 29 января 1993 года (Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 2268).
Основными акционерами банка являются такие компании как: ОАО АФК «Систем ...