Это важно:

Оценка опционов


Опционом (option) называют контракт, заключенный между двумя лицами, в соответствии с которым одно лицо предоставляет другому лицу...

Кредитоспособность заемщика


В процессе проведения активных кредитных операций с целью получения прибыли банки сталкиваются с кредитным риском...

Разделы

Основные банковские риски, их взаимосвязь и влияние на управление банком

Финансовая информация » Основные банковские риски, их взаимосвязь и влияние на управление банком

По мере развития и эволюции мировых финансов и финансового сектора развивались и видоизменялись банки, условия и ритм их работы, предоставляемые услуги, сферы деятельности, а также связанные с этим риски, существование и влияние которых на деятельность и жизнеспособность банков необходимо учитывать для успешного управления банком.

В большинстве случаев банковская система страны отражает среду, в которой банкам приходится преимущественно осуществлять свою деятельность. Соответственно, изменения, происходящие в этой системе, являются отражением и/или реакцией на изменения, затрагивающие деятельность банковских организаций или финансового сектора в целом. К основным факторам, вызывающим такого рода изменения, можно отнести дерегулирование действующего законодательства, технологические нововведения и инновации, изменчивость и/или нестабильность финансовой среды и экономики в целом, вопросы достаточности капитала и предпочтения клиентов.

Под дерегулированием подразумевается ослабление или снятие каких-либо ограничений на свободную конкуренцию на рынке банковских услуг. Часто такого рода изменения называются структурным дерегулированием. Данная тенденция стала отчетливо проявляться в развитых странах в начале 1980-х, когда были сняты и стали не столь жесткими многие ограничения в деятельности сберегательных банков, депозитных учреждений, брокерских, страховых и прочих финансовых компаний. Это значительно усилило конкуренцию на рынке, ведь теперь многие финансовые организации могли предоставлять практически одинаковый пакет услуг, и границы, например, в деятельности коммерческих и инвестиционных банков стали весьма нечеткими. У клиентов появился более широкий выбор финансовых организаций, которые, в свою очередь, в борьбе за клиента повысили качество предоставляемых услуг и вынуждены были снизить маржу доходности.

Так, в результате дерегулирования в Великобритании коммерческие банки начали заниматься брокерской и страховой деятельностью, многие английские банки - создавать финансовые конгломераты путем покупки финансовых компаний, например брокерских контор и агентств недвижимости. Коммерческие банки Великобритании даже получили название "супермаркеты финансовых услуг". К таким банкам относятся HSBC и National Westminster Bank. Другой яркий пример - американская банковская система, где были установлены значительные ограничения на разрешенные виды деятельности для различного рода финансовых организаций и до 1994 г. существовали лимиты на открытие банками филиалов в других штатах. Американский банковский сектор был фрагментированным, и американская банковская система характеризовалась обилием мелких банков и небольшим количеством крупных банковских учреждений. Так, в 1992 г., за несколько лет до проведения активной фазы дерегулирования, более половины банковских активов было сосредоточено в 107 крупных коммерческих банках, в то время как на долю 10 000 мелких банков приходилось всего 20% активов. Распределение активов коммерческих банков по состоянию на конец 2005 г. в США показано в табл. Небольшой размер банков и их сильная концентрация по географическому признаку привели к тому, что в 1980-х многие американские банки обанкротились из-за проблем, связанных с просроченными кредитами. Все это говорило о необходимости консолидации и укрупнения американского банковского сектора. В 1999 г. был принят Закон о модернизации финансовых услуг (Gramm-Leach-Bliley Act), который в значительной степени снял ограничения, наложенные на банковскую и коммерческую/инвестиционную деятельность Законом Гласса-Штигалла (Glass-Steagall Act, 1933 г.), явившимся реакцией на Великую депрессию 1930-х гг. Сходные установки, разграничивающие классические банковские операции (вклады, займы) и коммерческую/инвестиционную деятельность (например, ценные бумаги), существовали и в Японии после Второй мировой войны. Именно из-за этих законов США и Японии было сложнее по сравнению с Европой проводить интеграцию банковских и прочих услуг. Благодаря дерегулированию многие барьеры между названными видами деятельности были сняты, и теперь банки и другие финансовые организации могли предоставлять своим клиентам ранее запрещенные услуги. Помимо этого были отменены ограничения на начисляемые по вкладам процентные ставки, упразднена часть налогов, что облегчило работу банкам. Таким образом, для банков процесс дерегулирования оказался двояким. С одной стороны, он позволил начать работу с новыми банковскими продуктами и услугами, а с другой - значительно обострил конкуренцию и заставил банки бороться за своих клиентов и свою нишу на рынке.

Широкое применение достижений технического прогресса позволило банкам не только расширить круг своих клиентов, но и выйти на новые рынки как с точки зрения географии, так и с точки зрения способов и спектра предлагаемых банковских продуктов. Банки произвели огромные вложения в технологическую модернизацию. Несмотря на высокие первоначальные затраты, эти нововведения позволили значительно снизить операционные расходы и ускорить процесс доставки информации и услуг клиентам. На практике это сопровождалось сокращением персонала во многих банках, а также закрытием некоторых филиалов, расходы на содержание которых были высокими.

Новые технологии позволили внедрить и новые системы коммуникации, в известном смысле заменившие раздутые и нерентабельные филиальные сети отдельных банков. Так, в Великобритании с 1980 по 1995 г. количество банкоматов возросло более чем в 7 раз - с 2422 до 15 385, а в 2004 г. их насчитывалось уже 54 400; большую популярность приобрели так называемые электронные системы перевода средств в точке продаж (EFTPOS). Значительно выросло использование пластиковых карт населением

Самим же банкам использование новых технологий позволило помимо всего прочего улучшить системы мониторинга рисков, качественнее и надежнее собирать информацию по клиентской базе, увеличить скорость расчетов, оптимизировать операции с чеками, ценными бумагами и т.д.

Изменения страновой и мировой экономической ситуации также оказывают непосредственное влияние на деятельность банка и его позицию по рискам. Банки обязаны оперативно реагировать на изменения в экономике и финансах, в частности на рост инфляции, изменения процентных ставок и курсов валют.

Как известно, банки очень чувствительны к изменениям процентных ставок. Историческая и теоретическая основа банковской деятельности заключается в так называемом "финансовом посредничестве", то есть привлечении средств из секторов экономики с избытком средств (например, средств населения по вкладам) и направлении их в те сектора, где наблюдается дефицит финансирования (кредитование компаний-заемщиков). Следовательно, банки чувствительны к колебаниям процентных ставок, так как это отражается на банковских депозитах и займах. (Более подробно мы остановимся на этой теме, когда будем непосредственно говорить о риске процентных ставок и его влиянии на деятельность банка.)

В то же время банки должны доказывать свою надежность и состоятельность, для чего регулирующие органы в соответствии с действующим законодательством обязывают их иметь определенный уровень капитала. Делается это с определенной целью - при неблагоприятном развитии ситуации для банка он должен быть в состоянии покрыть/выполнить взятые на себя обязательства. Конечно же, в большинстве случаев при банкротстве банк не может полностью покрыть убытки при помощи капитала, но при его нормальной деятельности показатель достаточности капитала говорит о надежности банка, его обеспеченности капиталом и готовности акционеров покрыть часть убытков за счет вложенных собственных средств.

Как уже было отмечено выше, в результате дерегулирования между банками обострилась конкуренция в области предоставляемых услуг. Теперь банки предлагают сходные услуги по практически одинаковым ценам/ставкам, поскольку законы рынка не позволяют им взимать более высокую комиссию или начислять меньший процент по вкладам в силу того, что клиент всегда может уйти к конкуренту. Оговоримся, что это относится к надежным банкам и стабильной экономической ситуации. В связи с усилившейся конкуренцией банкам приходится проводить многочисленные маркетинговые исследования и внедрять новые банковские продукты, чтобы удержать уже существующих и привлечь новых клиентов. Приходится банкам учитывать и демографические тенденции. Так, в США и многих европейских странах происходит старение населения, что вынуждает банки переключаться с кредитной деятельности в работе с физическими лицами на инвестиционные, трастовые и накопительные программы. Банки становятся более ориентированными на нужды клиентов, хотя это сопряжено с более высокими издержками и уменьшением прибыли.

Основными тенденциями последних десятилетий на рынке финансовых услуг, которые существенно повлияли на деятельность банков и заставили их произвести фундаментальные изменения в своей деятельности, стали глобализация, интернационализация, секьюритизация, появление новых банковских продуктов, а также слияние, поглощение и укрупнение банковских активов.

С развитием новых технологий банкам стало гораздо проще осуществлять свою деятельность на разных географических рынках. Многие ранее недоступные рынки стали открытыми, тем более что теперь, для того чтобы оперировать на рынках разных стран, вовсе не обязательно "физическое присутствие банка". Рынки стали ближе друг к другу, и процессы глобализации, по мнению многих экономистов, могут привести к формированию единого рынка финансовых услуг и выравниванию процентных ставок (хотя до тех пор, пока существуют региональные, страновые и экономические отличия, этот вопрос остается открытым, а следовательно, будут продолжать существовать и ценовые различия). Возможность ведения торгов в течение 24 часов в сутки в разных временных зонах позволила банкам диверсифицировать свои операции, например, с валютой и ценными бумагами, снижая таким образом риск и увеличивая ликвидность банка.

Вследствие глобализации банки значительно увеличили долю своих операций за пределами страны регистрации. Клиенты многих банков расширили свою международную деятельность, что привело к открытию банками филиалов и дочерних структур на территории других государств и, в свою очередь, усилило конкуренцию на рынке этих стран. В связи с активной интернационализацией деятельности финансовых организаций и корпоративного сектора вновь встает вопрос о формировании единого рынка финансовых услуг и перспективе установления единых процентных ставок.

Снижение процентных доходов банков в силу обострившейся конкуренции заставило банки искать новые способы и пути извлечения прибыли. Одним из таких стало получение непроцентного дохода, к которому относятся комиссии за ведение счета, комиссии по банковским гарантиям и аккредитивам, доходы по операциям на форексном рынке и т.д. Помимо этого, с переходом банков на начисление процентов по вкладам по плавающей ставке вместо фиксированной усилилась актуальность управления ликвидностью и риском процентных ставок. Банки начали выводить рисковые активы, наиболее подверженные риску изменения процентных ставок и с более длительным сроком погашения по сравнению с обязательствами, за баланс. Данный процесс получил название секьюритизации, когда банк группирует выданные кредиты, сходные между собой по характеристикам, и создает новый финансовый актив, под который выпускаются ценные бумаги, продающиеся сторонним инвесторам. Если банк не выступает перед новыми инвесторами гарантом по выпущенным обязательствам, то он полностью снимает с себя риск непогашения задолженности и списывает кредиты, по которым была проведена секьюритизация, со своего баланса, уменьшая при этом свою рисковую позицию и улучшая качество банковских активов.

В силу вышеописанных обстоятельств банки постоянно находятся в поиске новых продуктов, большая часть которых разрабатывается на базе уже существующих с учетом потребностей и нужд клиентов. Негативной стороной данного процесса является тот факт, что такого рода продукты остаются на рынке инновационными недолго, так как конкуренты в течение очень короткого времени разрабатывают аналогичные продукты. Многие нововведения на рынке банковских продуктов также направлены на обход действующего законодательства легальным путем. Например, когда в свое время было введено требование о том, чтобы банковские операции, отражаемые на балансе банка, были полностью обеспечены капиталом, банки начали активно развивать внебалансовую деятельность, чтобы не увеличивать капитал и не уменьшать объем планируемой прибыли.

В 1970-х гг. началось бурное развитие рынка производных ценных бумаг Появление опционов, фьючерсов, форвардных контрактов дало банкам возможность извлекать дополнительную спекулятивную прибыль и хеджироваться против изменений в курсе валют или процентных ставок. Объем этих операций стремительно рос, и во многих банках он превысил суммарную величину активов.

Отметим, что данная категория операций имеет высокую степень риска, и если банк окажется в неблагоприятной для себя позиции и ему придется выполнять обязательства, то он может понести существенные потери. Регулирующие органы многих стран обеспокоены данной проблемой и стараются усилить контроль за операциями банков с производными ценными бумагами.

Усилившаяся конкуренция не только со стороны местных, но и со стороны иностранных банков, снятие ограничений на деятельность различного рода кредитных организаций заставили уже существующие банки бороться за свою долю на рынке. Одним из способов такой борьбы и поддержания прибыли на определенном уровне стало слияние банков и образование банковских конгломератов как внутри страны, так и на международном рынке. Например, в Великобритании в 1972 г. существовало 456 так называемых строительных обществ (building society), а в 2002 г. их осталось всего 65, что частично объясняется большим количеством слияний, а также приобретением данными организациями статуса банков.

Полезная информация:

Оценка кредитоспособности клиента банка - физического лица
Кредитные услуги Сбербанка РФ предусматривают кредитование физических лиц по следующим программам Банка: · программы ипотечного кредитования; · программы потребительского кредитования: - кредитование на потребительские цели (предоставл ...

Российский рынок электронных банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт
Становление российского рынка электронных банковских услуг, осуществляемых с использованием банковских карт. В СССР карты международных систем появились еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Со ...

Современные тенденции в организационной структуре банков
Проявившаяся в последние годы тенденция состоит в том, что почти все банковские учреждения становятся со временем более сложными организациями. Одновременно с ростом банк обычно расширяет перечень предлагаемых услуг и предоставляет новые ...

Copyright © 2013-2018 - www.banklines.ru