Современная кредитная (банковская) система состоит из нескольких ярусов, на верхнем находится центральный банк, появившийся как эмиссионный банк и получивший роль банка банков. Появление центральных банков началось на четвертом этапе развития банковской системы, когда возникла необходимость в. монопольной эмиссии банкнот.
Различают два пути возникновения центральных банков: 1) эволюционный, т. е. центральный банк создавался из коммерческого банка, а затем становился центральным банком. Примером может служить Банк Англии, который возник в 1694 г. как коммерческий акционерный банк, а впоследствии стал центральным банком; 2) создается сразу как центральный банк — центральные банки России (1860 г.), Бельгии (1850 г.), Германии (1815 т.), Японии (1882 г.), США (1913 г). Основной задачей центральных банков было стать эмиссионным центром страны.
Поначалу основная часть этих банков была представлена частными банками. В 30-х гг. XX в. появилась необходимость регулирования экономики страны, что привело к процессу огосударствления многих центральных банков, проходящему главным образом через национализацию банков. В 1936 г. государственным стал Банк Канады, в 1942 г. — Банк Японии, в 1946 г. — Банк Англии и Банк Франции, в 1957 г. в ФРГ создан государственный банк. Но не все страны осуществили огосударствление своих центральных банков, что привело к тому, что по своей собственности Центральный банк может быть государственным, акционерным (в основе акционерный капитал) и смешанным.
Название «Государственный банк» означает, что капитал банка государственный. К их числу, как было показано, относится основная часть банков, в частности Банк России. Акционерные банки — банки, капитал которых формируется за счет эмиссии акций, держателями которых выступают кредитные учреждения. Традиционно акционерным банком выступает Центральный банк США, называемый Федеральной резервной системой (ФРС), членами которой являются S470 различных банков. Основой ФРС выступают 12 Федеральных банков (12 округов США). Директоры этих 12 банков входят в совет директоров ФРС. Председатель ФРС назначается конгрессом на 5 лет. Центральный банк Италии также является акционерным.
Смешанные банки — банки, капитал которых акционерный, но часть акций принадлежит государству. Это Центральные банки Австрии, Японии и Швейцарии.
Правовой основой центрального банка выступает Закон о Центральном банке. Если это банк акционерный, то помимо этого и Устав, центральных банков, а также законы, принимаемые законодательным органом страны. Центральный банк должен быть подотчетен, подконтролен государству, но независим в своей деятельности.
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков промышленно развитых стран можно выделить следующие:
• участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли. Однако даже если уставный капитал центрального банка напрямую не принадлежит государству, то существуют либо прямые законодательные оговорки, либо используются косвенные методы государственного контроля.
Так, хотя по закону об Австрийском национальном банке 50 % его капитала принадлежит юридическим и физическим лицам, собственниками паев могут стать только те резиденты, которые получили на это согласие министерства финансов. Пай переходит по наследству, и он может быть продан также с согласия министерства. Кроме того, функции и задачи центральных банков обычно определены законодательно. Поэтому собрание собственников может решать лишь ограниченный круг вопросов, не связанных напрямую с экономической, политикой банка. Стопроцентное участие государства в капитале считается скорее вопросом престижа и традиций. Например, влияние государства на центральный банк в разных странах неодинаково, но наиболее независимым является центральный банк США;
Полезная информация:
Понятие, типы и функции коммерческих банков
Современные коммерческие банки — это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады средств юридических и физических лиц, проведение расчетов и размещение денежных средств от св ...
Функции банковского маркетинга
Основными функциями банковского маркетинга являются:
- изучение спроса на рынке капитала и его отдельных сегментах, представляющих особый интерес для банков;
- анализ и изучение процентной политики, реклама;
- разработка системы планир ...
Финансовые коэффициенты кредитоспособности клиентов
В мировой и российской банковской практике для оценки кредитоспособности заемщика используются различные финансовые коэффициенты. Их выбор определяется особенностями клиентуры банка, возможными причинами финансовых затруднений, кредитной ...