1) если кредитные средства перечисляются непосредственно на счет заемщика для оплаты расчетных документов заемщика за фактически полученный товар (услуги и так далее) или в договорах предусмотрена аккредитивная форма расчетов – 0 баллов;
2) если кредитные средства перечисляются на счета поставщика, в контрактах (договорах) предусмотрена предоплата за товар, а банк не имеет возможность полностью контролировать поставку товара – 5 баллов;
- оценка обеспеченности ресурсами. Она включает обеспеченность предприятия необходимыми сырьем, материалами, полуфабрикатами; оценку обеспеченности реализации готовой продукции, товаров. Факторами, которые определяют степень обеспеченности являются в первую очередь, определенность с поставщиками и потребителями готовой продукции (товаров) относительно размеров, сроков, и комплектности поставок, наличие заключенных договоров на приобретение и реализацию, наличие расчетов затрат, как на поставку сырья, материалов, так и на реализацию готовой продукции, товаров, разнообразие поставщиков и потребителей [29, с. 230]. Рассматриваются следующие показатели:
1) стабильный рынок, проводится работа по расширению рынка сбыта и приобретению товаров, сырья, готовой продукции, большой объем экспорта, налаживание связей между поставщиками и покупателями, заключены договоры на покупку и реализацию, разработаны графики, существуют исследования рынка потребителей – 0 баллов;
2) стабильный рынок покупки и реализации, заключены договора на покупку товаров, сырья, частично разработаны графики, но заключены частично договора на реализацию товаров (готовой продукции), не существует постоянных связей на реализацию продукции – 5 баллов;
3) заключены частично или заключены договора на приобретение товаров, материалов и на реализацию продукции, не определены условия поставок, не ведутся маркетинговые исследования, и т. д. – 10 баллов;
- маркетинг. Заемщик должен иметь план развития предприятия с маркетинговыми исследованиями с указанием продуктов (услуг) предприятия, описи существующего рынка товаров (услуг) и его будущего развития с определением удельного веса предприятия на рынке; основных поставщиков и покупателей продукции (товаров, услуг), анализа конкурентов на внутреннем и внешнем рынках, проведение рекламных акций и т. д. Поэтому присваиваются следующие баллы:
1) если ведется активная работа по изучению спроса на продукцию, ведется работа по продвижению продукции на рынок, проводятся выставки, реклама и т. д., существует специальное подразделение на фирме, которое этим занимается – 0 баллов;
2) если ведется работа по изучению спроса на продукцию, проводится реклама, но отсутствует отдел маркетинга – 5 баллов;
3) если не ведется работа в этом направлении – 10 баллов;
- наличие складских помещений и потребность в них:
1) фирма имеет собственное складское помещение или склад. Потребность в дополнительных помещениях не имеется. Помещение отвечает нормам (температурный режим, влажность, площадь и т. д.) – 0 баллов;
2) фирма имеет собственное складское помещение или склад, но недостаточной площади, в связи с чем возникает необходимость дополнительной аренды помещений. Срок действия договора аренды совпадает со сроком пользования кредитом или превышает его – 5 баллов;
- формирование портфеля заказов на реализацию произведенной продукции:
1) если портфель заказов на реализацию произведенной продукции сформирован в размере 80% и более от запланированного выпуска – 0 баллов;
2) если в размере менее 80% от запланированного выпуска - 20 баллов;
- размер дебиторской задолженности. В случае если организация отвлекает собственные оборотные средства в дебиторскую задолженность, в том числе просроченную, в размерах, превышающих двух-трехмесячный объем выпуска продукции, то ей дополнительно присваивается 10 баллов;
- при рассмотрении инвестиционного проекта целесообразно учитывать участие собственными средствами организации в финансируемом проекте. Если Организация не обеспечивает участие в инвестиционном проекте собственных средств в размере не менее 30%, то ей дополнительно присваивается 10 баллов.
- предоставляемое обеспечение. Оценку данного показателя целесообразно осуществлять по следующим критериям:
1) ликвидность;
2) стабильность цены;
3) возможность осуществления контроля банком.
Полезная информация:
Функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой
деятельностью
Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью – Федеральной службой страхового надзора (служба), находящ ...
Основные параметры российской банковской системы
Банковская система России на начало 2003 г. включала 1282 банка. Совокупная величина их чистых активов (без учета межбанковских операций) составляла 110 млрд. долл., что превышает аналогичные показатели банковских систем восточно-европейс ...
Центральный банк и его функции. Центральный банк как орган регулирования
экономики кредитно-денежными методами
Центральный банк – главный банк страны. Он является эмиссионным центром и проводит кредитно-денежную политику государства. Он ведет кассовое исполнение государственного бюджета. Он осуществляет контроль и надзор за всей банковской системо ...