Скоринг является математической или статистической моделью, с помощью которой на основе кредитной истории "прошлых" клиентов банк пытается определить, какая вероятность того, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в определенный срок.
Скоринг используется главным образом во время кредитования физических лиц, особенно при выдаче потребительских кредитов, не обеспеченных залогом.
Основное задание скоринга заключается в том, чтобы выяснить не только, состоятельный клиент ли выплатит кредит, но и степень надежности и обязательности клиента (таблица 1.5).
Таблица 1.5 – Определение класса заемщика — физического лица по результатам оценки его финансового состояния.
Класс заемщика |
Комплексная рейтинговая оценка, баллы |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
"А" |
25—35 |
Финансовая деятельность очень хорошая (кредиты с минимальным риском) |
"Б" |
19—24 |
Финансовая деятельность хорошая (кредиты с невысоким риском) |
"В" |
15—18 |
Финансовая деятельность удовлетворительная (кредиты со средним риском) |
"Г" |
11—14 |
Финансовая деятельность плохая (кредиты с высоким риском) |
"Д" |
До 10 |
Финансовая деятельность убыточная (кредиты з максимальным риском) |
В упрощенном виде скоринговая модель составляет взвешенную сумму определенных банком характеристик.
Перечень характеристик для оценки уровня кредитного риска заемщика — физического лица определяется банком самостоятельно. Чаще всего используют такие характеристики, как возраст, количество детей/иждивенцев, профессия, чистый доход, дополнительный доход на семью, длительность работы на последнем месте работы, длительность клиентских отношений с банком, наличие счета и др. Но прежде всего кредитный скоринг учитывает такие параметры, как погашение заемщиком задолженности в прошлом, текущий уровень задолженности, длительность кредитной истории и др.
Результатом скоринга является рассчитанный интегральный показатель (sсоrе), который вычисляется как сумма определенных характеристик с разными взвешивающими коэффициентами. Чем выше значение интегрального показателя, тем выше надежность клиента. В соответствии со значением интегрального показателя банк может упорядочить перечень своих клиентов по степени роста кредитоспособности.
Интегральный показатель каждого клиента сравнивается с каким-то числовым порогом или линией разделения, что, собственно говоря, является линией безубыточности и рассчитывается исходя из того, сколько в среднем необходимо клиентов, которые платят в срок, для того, чтобы компенсировать убытки от непогашения одного кредита. Клиентам с интегральным показателем выше этой линии выдается кредит, клиентам с интегральным показателем ниже этой линии — нет.
Внедрение кредитного скоринга в практическую деятельность отечественных банков даст возможность:
¾ повысить эффективность управления кредитным портфелем банка на основании принятия взвешенных и обоснованных решений;
¾ снизить операционные расходы благодаря экономии рабочего времени работников кредитного отдела, поскольку в сравнении с традиционным анализом кредитной заявки снижается количество документации, которая обрабатывается;
¾ использовать качественно новые системы принятия решений относительно выдачи кредита и совершенствование моделей кредитования.
В последнее время скоринг становится все более популярным не только во время оценки кредитного риска, но и в других отраслях: при маркетинговом исследовании (для определения вероятности, что именно эта группа клиентов будет пользоваться этим видом продукции); работе с должниками (для определения наиболее эффективного метода возмещения убытков); выявлении мошенничества с кредитными карточками; определении вероятности, что клиент может перейти к конкуренту и др. Банки все чаще пользуются технологией "быстрой оценки" не только при выдаче потребительских кредитов, но и при кредитовании мелкого бизнеса. Для проведения скоринга в этом случае необходим минимальный пакет документов, а решение о выдаче кредита принимается после анализа основных данных о бизнесе клиента. Как правило, это сведения об объеме дохода от реализации продукции (работ, услуг), количество торговых мест, торговую площадь этих объектов, а также о личном имуществе владельца бизнеса.
Полезная информация:
Основные виды ценных бумаг
Известно, что существует юридическая и экономическая классификация ценных бумаг. Гражданский кодекс РФ не дает экономической классификации и останавливается лишь на правовой классификации, проводимой по такому основанию, как оборотоспособ ...
Модели организационных структур банка
В зарубежной и отечественной практике выделяется несколько различных линейных и матричных моделей организационных структур банка. К линейным моделям относятся: функциональная модель, ориентированная на определенный продукт; дивизионная мо ...
Основные формы безналичных расчетов
В процессе хозяйственной деятельности между организациями возникают различные расчетно-денежные отношения в связи с поставкой материалов и оплатой услуг, продажей готовой продукции, с выполнением различных финансовых обязательств (платежи ...